Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Остановка проекта строительства Эвенкийской ГЭС

Регион: Красноярский край
Год: 2005-2010
Категория: не судебное

Краткое описание 

Эвенкийская гидроэлектростанция (Туруханская ГЭС) — проектируемая на реке Нижней Тунгуске, в Красноярском крае.  Могла стать крупнейшей ГЭС России и одной из самых крупных в мире. 

Впервые планы строительства  Нижне-Тунгусской ГЭС были озвучены в 1961 году в докладе о Третьей Программе КПСС. Подготовительные работы по строительству были начаты в конце 1980-х годов, но к началу 1990-х годов были остановлены как из-за протестов экологов, пользовавшихся в то время большой общественной поддержкой,  и из-за ухудшения экономического состояния страны, сопровождавшегося падением энергопотребления. 

В 2005 планы строительства Туруханской ГЭС (переименованной в Эвенкийскую) возобновились. 

В 2007 году было принято  решение подготовить пакет документов в Правительство России для принятия окончательного решения о строительстве ГЭС. 

В марте 2008 г. утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., в которую включена не только Эвенкийская (Туруханская) ГЭС, но и её контррегулятор. В 2016-2020 годах планируется ещё ввод 3 энергоблоков общей мощностью в 150 МВт на Нижне-Курейской ГЭС, с целью обеспечения электроэнергией строительство Эвенкийской ГЭС. Заявлена постройка двух линий электропередачи постоянного тока (+500 кВ) Эвенкийская ГЭС - Тюмень пропускной способностью по 2.5 ГВт и протяженностью 600 и 800 км.

Согласно предварительным материалам: строительство ГЭС с мощностью около 8 ГВт от 8 энергоблоков, с высотой плотины около 200 метров, длиной водохранилища более 1200 км. Стоимость проекта пока оценивается порядка 600 миллиардов рублей.

Проект строительства ГЭС имел  бы губительные последствия для северной природы,  а самое главное - уничтожение исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера - эвенков, где они ведут традиционные образ жизни и природопользование   (оленеводство, охота). Предполагалось, что в результате строительства плотины будет затоплено примерно 1 млн. гектаров леса и 6 поселков, и потребуется переселить примерно 5 000 человек, в том числе 1 600 эвенков. Строительство плотины вызвало бы значительные экологические последствия для прилегающих районов, включая существование растений и животных, от которых традиционно зависели эвенки.

Кроме того, проект был  разработан с серьезными нарушениями природоохранного законодательства. Так, например, в проекте плотины Эвенкийской ГЭС не предусматривается строительство рыбопропускных сооружений и судоходных шлюзов. А также была  вероятность засорения водохранилища и Енисея, из-за чего всё живое в реке на сотни километров могло исчезнуть.

В января 2008 года экологические общественные организации обратились в Совет безопасности и Правительству РФ с требованием свернуть реализацию чрезвычайно опасного проекта по строительству Эвенкийской гидроэлектростанции.

В июле июля 2008 года коалиция общественных природоохранных организаций и организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока направили в правительство РФ обращение с призывом приостановить разработку предпроектной документации Эвенкийской ГЭС. В этом же месяце в эвенкийских поселках прошли общественные слушания по проекту технического задания на подготовку материалов «Оценки воздействия на окружающую среду» (ОВОС).  Местное население выступило категорически против  проекта.   

В сентября 2008 года красноярское общественное объединение «Плотина. Нет!» обратилось с официальным письмом к государственным и частным организациям, имеющим отношение к проекту строительства Эвенкийской ГЭС, с перечнем замечаний по экологическим аспектам предполагаемого строительства гидроэлектростанции, а также указало, что строительство Эвенкийской ГЭС нарушит резолюцию Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, рекомендовавшего Правительству Российской Федерации отказаться от проекта строительства Эвенкийской ГЭС из-за тех угроз, который он несет традиционному укладу коренных народов Эвенкийского района.

В октябре 2008 года жители  района направили Президенту РФ, Губернатору Красноярского края и Председателю местного Законодательного Собрания письмо с требованием остановить проект строительства Эвенкийской ГЭС. Письмо подписали более двух тысяч человек, что составляет 14,4 % населения Эвенкии.

В ноября 2008 года Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов и экологии РФ официально сообщил, что замечания общественности учтены при подготовке замечаний Минприроды России на проект технического задания на ОВОС Эвенкийской ГЭС.

В апреле 2010 года депутаты Законодательного Собрания Красноярского края провели слушания по Эвенкийской ГЭС,  на которых прозвучала резкая критика проекта.  Далее Минэнерго  тоже высказалось против осуществления данного проекта. 

В июле 2010 года была  утверждена Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Призывы экологов были учтены,  из стратегии развития Сибири исчезла гигантская Эвенкийская ГЭС на Нижней Тунгуске, Алтайская ГЭС на реке Катунь, а также Мокская ГЭС на реке Витим в Бурятии. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт объединения усилий граждан и общественных организаций, причём не только экологических, но  и организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока,  использование  различных  досудебных инструментов: направление  коллективных обращений в различные  органы власти, контроля и надзора,  участие в общественных слушаниях материалов оценки воздействия на окружающую  (ОВОС), направления замечаний  в государственную экологическую экспертизу, обращения в международные инстанции,  создание  сайта и освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ.

Результат действий

Благодаря совместным действиям граждан, НКО до начала общественных слушаний проект строительства  ГЭС был проанализирован учеными и специалистами. Были собраны компетентные мнения и донесены до населения. Население региона было подготовлено к участию в общественных слушаньях и  аргументированно высказывало свое несогласие.

В результате предпринятых  действий было  остановлено строительство эвенкийской гидроэлектростанции, которая могла одной из самых крупных в мире, но безвозвратно уничтожить миллионы гектар живой природы и привести к утрате возможности вести традиционный образ жизни коренных малочисленных народов.

Был создан сайт  plotina.net, где до настоящего вермени для общественности подробно освещаются  крупные гидроэнергетические проекты Красноярского края (и не только Красноярского), а также их воздействие на безопасность жизнедеятельности общества, состояние окружающей среды, уклад жизни местного населения и коренных малочисленных народов. 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Для защиты окружающей среды,  жизни водных объектов,  водных биологических ресурсов, лесного фонда, животного мира, своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, права коренных малочисленных народов на сохранение исконной середы обитания и традиционного образа,  граждане и общественные  организации воспользовались  в первую очередь правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде, гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  3. Федеральный  закон    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8);
  4. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1).

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, защиты исконной среды обитания и  традиционного природопользования коренных малочисленных народов, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 8 Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"  устанавливающую, что малочисленные народы и их объединения в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право   участвовать в осуществлении контроля: за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной (пункт 2); за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (пункт 3); участвовать через уполномоченных представителей в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов (пункт 5); участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (пункт 6);
  3. Статью  10 Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года) запрещающую принудительное перемещение коренных народов со своих земель или территорий;
  4. Пункт 6 части 1 стать 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан  общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.  В соответствие с которой, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации
  5. Пункт 7, часть 1 статьи Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  6. Статью 10  Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ  "О животном мире" в соответствие,  с которой граждане и общественные объединения участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания, а органы государственной власти учитывают предложения и рекомендации граждан и юридических лиц;
  7. Статью 2 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов",  которая содержит принципы: учета значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы (пункт 1);  участие граждан, общественных объединений, в решении вопросов, касающихся сохранения водных биоресурсов, согласно которому они имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов (пункт 5);  учет интересов населения, для которого рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (пункт 6).

Участие в общественных слушаниях «Оценки воздействия на окружающую среду» проекта 

В соответствии с международными и российскими законодательными требованиями мнение заинтересованных сторон в обязательном порядке выявляется и принимается во внимание при выполнении оценки воздействия на окружающую среду (далее - ОВОС) намечаемой хозяйственной деятельности. Процедура ОВОС предусматривает проведение общественных обсуждений на всех этапах выполнения ОВОС.

Оценка  воздействия на окружающую среду - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Порядок участия граждан РФ и их объединений в процессе принятия экологически значимых решений устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Мнение общественности носит рекомендательный характер, но оно учитывается при принятии окончательного решения органами местного самоуправления.

Обеспечение участия общественности и заинтересованных сторон в подготовке и обсуждении материалов ОВОС намечаемой деятельности закреплено в следующих законодательных документах:

1.   Международная Конвенция «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Эспо, Финляндия, 25.02.1991): ст. 2 п. 2.

2.   Конституция РФ (принята 12.12.1993): ст. 24 п. 2, ст. 42.

3.   Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: ст.28, ст.39, ст.46.

4.   Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ: ст. 3; ст. 11 п. 1, п. 2; ст.12 п.1.

5.   Земельный Кодекс Российской Федерации. ФЗ от 25.10.2001 № 136-ФЗ: пункт 9 ст. 39.14. 

6.   Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (Приказ Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372, глава I (п. 1.6.), глава II (п. 2.5.,п. 2.7.), глава III, глава IV.

7.   ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ.

 В соответствие с п.1.6. Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" Результатами  ОВОС, в том числе  является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности. 

Как уже рассказывалось выше, объединившие усилия граждане и общественные организации  воспользовались этим механизмом: активно участвовали в общественных обсуждениях, направляли свои замечания и рекомендации, и добились  результата.

Участие международных органов в защиту прав коренных малочисленных народов Эвенкии

Проект Эвенкийской ГЭС вызвал оживленную общественную полемику и привлек к себе внимание международного сообщества. 

В 2008 году Комитет по ликвидации расовой дискриминации Организации Объединенных Наций обратился к правительству Российской Федерации с настоятельным призывом более не поддерживать этот проект (см. документ CERD/C/RUS/CO/19). Есть опасение, что этот проект осуществлялся бы в нарушение статьи 18 Декларации, в которой подтверждается право коренного населения на участие в процессе принятия решений, затрагивающих их права, и в нарушение статьи 10 Декларации, в которой предусматривается, что "никакое перемещение не осуществляется без свободного, предварительного и осознанного согласия соответствующих коренных народов и производится после заключения соглашения, предусматривающего справедливую и честную компенсацию".

Официальные представители Правительства РФ сообщили, что принимаются меры для проведения консультаций с затрагиваемыми общинами коренных народов и, что для  правильного прогноза последствий строительства плотины для исконной среды обитания и общин будут проведены исследования. Министерство регионального развития России заверило Специального докладчика в том, что будут проведены публичные слушания, в ходе которых будут обсуждаться вопросы компенсации и негативного воздействия этого строительства, что Правительство РФ будет осуществлять контроль над процессом консультаций, проводимых "РусГидро" с коренными народами региона, и, что правительство стремится найти пути устранения озабоченностей, высказываемых затрагиваемыми общинами.

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. 

Если вы хотите узнать, когда будут проходить общественные обсуждения материалов ОВОС проекта, который по вашему мнению может нарушить право на благоприятную окружающую среду - воспользуйтесь сайтом «ОВОС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ»где читателям и подписчикам  дается возможность узнать о грядущих общественных слушаниях по намечаемой хозяйственной деятельности в своем регионе и ознакомиться с материалами ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) будущего проекта.

 Ну а если Вас интересует информация о ГЭС - обязательно посетите сайт общественного  объединения «Плотина.Нет!»

Хотите познать тонкости общественных обсуждений - прочитайте методическое пособие по организации процедур общественного участия при принятии экологически значимых решений и в процессе территориального планирования  «Общественное участие: теория и практика взаимодействия заинтересованных сторон в развитии местного сообщества»

Ссылки:

  1.  Эвенкийская блокада
  2. Эвенкийская ГЭС может создать новое мертвое море
  3. Эвенкийская ГЭС попала в специальный доклад ООН 
  4. Гринпис и WWF призывают генпрокурора остановить проект Эвенкийской ГЭС 
  5. Эвенкийская ГЭС нанесет непоправимый экологический ущерб 
  6. Красноярских депутатов просят отказаться от Эвенкийской ГЭС
  7. Эвенкийская ГЭС: молодежь Эвенкии просит не топить их родную землю 
  8. Эвенкийская ГЭС может нарушить права коренных малочисленных народов 
  9. Экологи направили заявление против строительства Эвенкийской ГЭС http://www.plotina.net/ekologi-otmena-evges/
  10. Запретить Эвенкийскую ГЭС
  11. ЕБРР не будет финансировать проект строительства Эвенкийской ГЭС 
  12. Эвенкийская ГЭС: экологическая бомба
  13. ЭВЕНКИЙСКАЯ ГЭС
  14. Экологи и коренные народы против Эвенкийской ГЭС 
  15. ЭВЕНКИЙСКАЯ ГЭС И ЕЕ УГРОЗЫ
  16. О борьбе эвенкийцев за сохранение своей земли, малой родины и коренного народа — эвенков
  17. Эвенкийская ГЭС - экономическая, экологическая и гуманитарная катастрофа 
  18. Эвенкийская ГЭС: спланированная катастрофа?
  19. «РусГидро» пропустила удар по Эвенкийской ГЭС
  20. Эвенкийская ГЭС исключена из новой генсхемы электроэнергетики РФ 
  21. Экологи создают Совет по устойчивому развитию Эвенкии

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.