

Остановка проекта строительства мусорного полигона
Категория: не судебное
Краткое описание
В июне 2018 год местные жители обнаружили на территории станции Шиес Архангельской области стройплощадку и технику. На территории станции без разрешительной документации и экспертиз, уже возводятся объекты, относящиеся к первой очереди мусорного полигона для складирования твёрдых бытовых и промышленных отходов, вывозимых из Москвы и ряда других регионов западной части России. Для строительства был вырублен 1 гектар близлежащих лесов, пробиты четыре водозаборные скважины глубиной 65 метров.
Граждане обратились в органы власти с запросами, требованием прекратить строительство и учесть мнение граждан запретив строительство мусорного полигона, поскольку строительство предполагается в болотистой местности, представляет опасность для жителей региона, так как приведет к загрязнению поверхностных и подземных источников воды. Согласно исследованиям, все загрязнения с полигона могут через северные реки попасть в Баренцево море, а оттуда — в мировой океан.
Не получив положительной реакции начались акции протеста, митинги собравшие от 10 000 до 50 000 человек. Жители региона просили провести референдум и учесть их мнение. Но депутаты Архангельского областного собрания депутатов проголосовали против проведения референдума о запрете ввоза мусора из других регионов на территорию Архангельской области. Это решение было обжаловано Архангельский областной суд и призвано незаконным, но Верховный суд РФ отменил это решение.
Акции протеста продолжались. Жители региона вновь обратились в надзорные органы и к Уполномоченному по правам человека в РФ.
Уполномоченный обратился к Губернатору Архангельской области и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. После этого, при участии областной прокуратуры была проведена проверка, в результате которой по фактам незаконных рубок и повреждений лесных насаждений возбуждены уголовные дела. В связи с несоблюдением требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Технопарк», ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги» привлечены к административной ответственности.
В январе 2020 г. Арбитражный суд Архангельской области по иску администрации Урдомы обязал снести постройки, возведенные на станции Шиес по инициативе инвестора будущего мусорного полигона — ООО «Технопарк» и провести рекультивацию испорченного участка земли.
В июня 2020 года распоряжением Правительства Архангельской области «О расторжении соглашения о сопровождении инвестиционного проекта между Правительством Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью „Технопарк“ от 20 мая 2019 года от 2 июня 2020 г. № 217-рп» было расторгнуто соглашение между правительством Архангельской области и ООО «Технопарк». При расторжении соглашения информация об инвестиционный проекте компании «ЭкоТехноПарк „Ши́ес“» должна быть исключена из реестра приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.
Способы, предпринятые в данном деле:
- признания права граждан на проживание в благоприятной окружающей среде;
- восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном деле мы видим очень успешный опыт объединения усилий граждан по всей стране, использование различных досудебных инструментов: направление коллективных обращений в различные органы власти, контроля и надзора, обращения в международные инстанции, освещение деятельности по защите окружающей среды в СМИ, проведение массовых акций, митингов.
Результат действий
Благодаря активным действиям граждан население региона узнало о незаконном строительстве крупного мусорного полигона для складирования твёрдых бытовых и промышленных отходов, вырубки лесов.
Экологический протест на станции Шиес начавшись в июле 2018 года как локальная акция местных жителей, привела к тому, что в 2019 году 34 из 56 экологических протестов в стране были объединены темой Шиеса. Аакции протеста в поддержку Шиесе прошли в 30 регионах России. В Архангельской области 95 % граждан высказались против строительства полигона. Жителями было подано свыше 60 тыс. подписей в администрацию президента с требованием учесть их мнение.
Органы власти выступили инициаторами судебных дел. Незаконное строительство было остановлено, виновные привлечены к ответственности. ООО «Технопарк» обязали снести постройки, и провести рекультивацию испорченного участка земли.
Таким образом, был предотвращён вред окружающей среде и здоровью граждан, загрязнение поверхностных и подземных источников воды и восстановлено положенее существовавшее до наращения права граждан.
Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ
Для защиты окружающей среды, здоровья граждан, водных объектов, лесного фонда, своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане и общественные организации воспользовались правом на проведение и участие в митингах, пикетированиях гарантированное:
- Конституция РФ (статья 31);
- Федеральным законом "Об охране окружающей среды", установлено право граждан принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании по вопросам охраны окружающей среды (часть 2 статьи 11) и право НКО организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды (часть 1 статьи 12);
- Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (статьи 5-6).
Также они воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также связи с нарушениями требований природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан, гарантированным:
- Конституцией РФ (статьей 33);
- Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали гарантированные законодательством нормы:
- Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
- Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
- Статью 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
- Статью 27 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливающую право граждане и общественных объединений осуществлять общественный контроль в области обращения с отходами.
- Пункт 6 части 1 стать 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов. В соответствие с которой, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
- Пункт 7, часть 1 статьи Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
- Пункт 1.6. Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" Результатами ОВОС, в том числе является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.
Рекомендации
Для защиты окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством возможности. Изучайте сайты общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан.
При организации митингов, пикетирований соблюдайте требования Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и учтите, что:
- Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
- Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п.1. статьи 7).
- При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (п.1 статьи 7).
- Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров (п.1.1. статьи 7)
- Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени (статья 9).
- В законе перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено (статья 8).
Если вы хотите узнать, когда будут проходить общественные обсуждения материалов ОВОС проекта, который по вашему мнению может нарушить право на благоприятную окружающую среду - воспользуйтесь сайтом «ОВОС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ», где читателям и подписчикам дается возможность узнать о грядущих общественных слушаниях по намечаемой хозяйственной деятельности в своем регионе и ознакомиться с материалами ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) будущего проекта.
- Доклад Уполномоченного по правам человека 2019 года;
- Протесты в Шиесе
- «Руки прочь от Шиеса!»: как скандальный мусорный полигон влияет на жителей страны
- Суд по Шиесу: а хотели ли разобраться?
- Власти расторгли договор с подрядчиком мусорного полигона в Шиесе
- Рекультивация Шиеса. Цыбульский встретился с активистами и жителями
- Архангельский суд отменил запрет на "антимусорный" референдум
- Верховный суд России отменил решение о референдуме по свалке в Шиесе | DW | 25.06.2019
- В Архангельске прошел антимусорный митинг |
- Северодвинск выйдет на митинг в поддержку Шиеса
- Отношение жителей Архангельской области к проекту строительства Экотехнопарка Шиес