Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Остановка проекта строительства мусорного полигона

Регион: Архангельская область
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание 

В июне 2018 год местные жители  обнаружили на территории станции Шиес  Архангельской области  стройплощадку и технику.  На территории станции без разрешительной документации и экспертиз, уже возводятся объекты, относящиеся к первой очереди мусорного полигона для складирования твёрдых бытовых и промышленных отходов, вывозимых из Москвы и ряда других регионов западной части России. Для строительства  был вырублен  1 гектар близлежащих лесов, пробиты четыре водозаборные скважины глубиной 65 метров.

Граждане обратились в органы власти с запросами,  требованием прекратить строительство и учесть мнение граждан  запретив строительство мусорного полигона, поскольку строительство предполагается в болотистой местности, представляет опасность для жителей региона, так как приведет к загрязнению поверхностных и подземных источников воды. Согласно исследованиям, все загрязнения с полигона могут через северные реки попасть в Баренцево море, а оттуда — в мировой океан.

Не получив положительной реакции начались акции протеста, митинги собравшие от 10 000 до 50 000 человек. Жители региона просили провести референдум и учесть их мнение. Но депутаты Архангельского областного собрания депутатов проголосовали против проведения референдума о запрете ввоза мусора из других регионов на территорию Архангельской области. Это решение было обжаловано Архангельский областной суд и призвано незаконным, но Верховный суд РФ отменил это решение.

Акции протеста продолжались. Жители региона вновь  обратились в надзорные органы и к Уполномоченному по правам человека в РФ.

Уполномоченный обратился к Губернатору Архангельской области и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. После этого, при участии областной прокуратуры была проведена проверка, в результате которой по фактам незаконных рубок и повреждений лесных насаждений возбуждены уголовные дела. В связи с несоблюдением требований природоохранного, земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства ООО «Технопарк», ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги» привлечены к административной ответственности.

В январе 2020 г. Арбитражный суд Архангельской области по иску администрации Урдомы обязал снести постройки, возведенные на станции Шиес по инициативе инвестора будущего мусорного полигона — ООО «Технопарк» и провести рекультивацию испорченного участка земли.

В июня 2020 года распоряжением Правительства Архангельской области «О расторжении соглашения о сопровождении инвестиционного проекта между Правительством Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью „Технопарк“ от 20 мая 2019 года от 2 июня 2020 г. № 217-рп» было расторгнуто соглашение между правительством Архангельской области и ООО «Технопарк». При расторжении соглашения информация об инвестиционный проекте компании «ЭкоТехноПарк „Ши́ес“» должна быть исключена из реестра приоритетных инвестиционных проектов Архангельской области. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один  или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ. 

Способы, предпринятые в данном деле:

  • признания права  граждан на проживание в  благоприятной окружающей среде;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. 

В данном деле мы видим очень успешный опыт объединения усилий граждан  по всей стране,  использование  различных  досудебных инструментов: направление  коллективных обращений в различные органы власти, контроля и надзора, обращения в международные инстанции,  освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, проведение массовых акций, митингов.

Результат действий

Благодаря активным действиям граждан население региона узнало о  незаконном строительстве крупного мусорного полигона для складирования твёрдых бытовых и промышленных отходов, вырубки  лесов.

Экологический протест на станции Шиес начавшись в июле 2018 года как локальная акция местных жителей, привела к тому, что в 2019 году 34 из 56 экологических протестов в стране были объединены темой Шиеса. Аакции протеста в поддержку Шиесе прошли в 30 регионах России. В Архангельской области 95 % граждан высказались против строительства полигона. Жителями было подано свыше 60 тыс. подписей в администрацию президента с требованием учесть их мнение.  

Органы власти  выступили инициаторами судебных дел. Незаконное строительство было остановлено, виновные привлечены к ответственности.  ООО «Технопарк» обязали снести постройки, и провести рекультивацию испорченного участка земли.

Таким образом, был предотвращён вред окружающей среде и здоровью граждан, загрязнение поверхностных и подземных источников воды и восстановлено положенее существовавшее до наращения права граждан.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Для защиты окружающей среды,  здоровья граждан, водных объектов, лесного фонда, своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане и общественные  организации воспользовались  правом на проведение и участие в  митингах, пикетированиях  гарантированное:

  1. Конституция РФ   (статья 31);
  2. Федеральным законом "Об охране окружающей среды", установлено право граждан  принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании по вопросам охраны окружающей среды (часть 2 статьи 11) и право НКО  организовывать  собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды (часть 1 статьи 12);
  3. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (статьи 5-6).

Также они воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  3. Статью 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 
  4. Статью 27 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливающую право граждане  и общественных объединений осуществлять общественный контроль в области обращения с отходами.
  5. Пункт 6 части 1 стать 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан  общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.  В соответствие с которой, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  6. Пункт 7, часть 1 статьи Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  7. Пункт 1.6. Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" Результатами  ОВОС, в том числе  является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности.  

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. 

При организации митингов, пикетирований соблюдайте требования  Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и учтите, что:

  • Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п.1. статьи 7).
  • При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (п.1 статьи 7).
  • Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров (п.1.1. статьи 7)
  • Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени (статья 9).
  • В законе перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено (статья 8).

Если вы хотите узнать, когда будут проходить общественные обсуждения материалов ОВОС проекта, который по вашему мнению может нарушить право на благоприятную окружающую среду - воспользуйтесь сайтом «ОВОС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ»где читателям и подписчикам  дается возможность узнать о грядущих общественных слушаниях по намечаемой хозяйственной деятельности в своем регионе и ознакомиться с материалами ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) будущего проекта.

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека  2019 года;
  2. Протесты в Шиесе
  3. «Руки прочь от Шиеса!»: как скандальный мусорный полигон влияет на жителей страны 
  4. Суд по Шиесу: а хотели ли разобраться? 
  5. Власти расторгли договор с подрядчиком мусорного полигона в Шиесе  
  6. Рекультивация Шиеса. Цыбульский встретился с активистами и жителями 
  7.  Архангельский суд отменил запрет на "антимусорный" референдум
  8. Верховный суд России отменил решение о референдуме по свалке в Шиесе | DW | 25.06.2019
  9. В Архангельске прошел антимусорный митинг | 
  10. Северодвинск выйдет на митинг в поддержку Шиеса
  11. Отношение жителей Архангельской области к проекту строительства Экотехнопарка Шиес

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.