Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Остановка работ на цементном заводе «Мальцовский Портландцемент»

Регион: Брянская область
Год: 2017
Категория: не судебное

Краткое описание 

«Мальцовский Портландцемент» - один из крупнейших цементных заводов в мире, размещённый на территории города в 30 км от г. Брянска).  «Мальцовский портландцемент» входит в рейтинг крупнейших цементных заводов России и Европы. Предприятие было основано в 1899 году рядом с богатейшими месторождениями мела и глины и за 120 лет существования произвело более 160 млн тонн цемента.

Проблема, связанная с воздействием вредного производства завода «Мальцовский Портландцемент» длится не один год. В 2005 г. управление Ростехнадзора по Брянской области установило, что предприятие выбрасывает более 60% общего объема выбросов загрязняющих веществ региона, в октябре 2005 г. для «Мальцовского Портландцемента» было приостановлено действие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. В сентябре 2009 г. Росприроднадзор провел плановую проверку цементного завода ЗАО «Мальцовский Портландцемент». В ходе проверок были выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства: оборудование, предназначенное для очистки выбросов предприятий от цементной пыли, эксплуатировалось на заводах с нарушениями правил эксплуатации, что запрещено законодательством. 

После остановки старого производства показатели выбросов в атмосферу снизились. Зимой 2017 года на заводе была произведена модернизации электрофильтра вращающейся печи №11 с заменой всех конструктивных элементов электрофильтра. По заявлению компании, модернизация электрофильтра значительно улучшает экологические показатели предприятия и сокращает воздействие на окружающую среду, что является одним из приоритетных направлений работы «Мальцовского Портландцемента».

Тем не менее, в августе 2017 года к экоактивистам обратились жители небольшого Фокино по поводу происходившего на протяжении нескольких дней аварийного выброса в воздух большого количества загрязняющих веществ на заводе ЗАО «Мальцовский Портландцемент». Экологи МОО «Зеленый Фронт», начав проверять поступившую информацию, обратились с запросами в Брянскую природоохранную прокуратуру и региональное управление Росприроднадзора, попросив, в том числе экстренно провести выездную совместную проверку. Государственные структуры откликнулись оперативно, и уже на следующий день выехали на место, благодаря чему уже через сутки с помощью надзорных органов удалось добиться частичной остановки предприятия и проведения безотлагательного ремонта вышедшего из строя оборудования - как оказалось, на вращающейся печи № 11 не работали фильтры. В ходе прокурорской проверки на цементном заводе был выявлен ряд нарушений экологических нарушений. По официальной версии, за несколько дней до этого на заводе возникли сложности с устройством для удаления дыма. Его остановка в свою очередь привела к отключению фильтра, улавливающего вредные выбросы в атмосферу. Однако о нештатной ситуации руководство предприятия не сообщило в надзорные природоохранные органы.

Кроме того, был выявлен случай неорганизованного выброса цементной пыли в атмосферный воздух через взрывные клапана силосных башен цемента на отметке +42,6 метра, что обусловлено поступлением избыточного воздуха в силосные башни и неспособностью очистных сооружений, имеющихся на цементном заводе в Фокино для очистки запыленного воздуха, производить очистку всего его объема.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды.

Проверка информации по обращению граждан, обращение в контрольно-надзорные органы.

Результат действий

По результатам проверки в связи с выявленными нарушениями в отношении юридического лица АО «Мальцовский Портландцемент» и должностного лица завода Брянской природоохранной прокуратурой вынесено 2 постановления о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. З ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух) и 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов).

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов.

Загрязнение атмосферного воздуха предприятиями является довольно частым нарушением экологического законодательства. В случае, если есть основания полагать, что предприятием превышены предельно допустимых концентрации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, то оптимальным действием будет направление обращения в соответствующий контролирующий орган власти.  Государственные органы, рассматривающие обращения граждан, произведут необходимые замеры и дадут нормативно-правовое обоснование нарушениям, либо признают их отсутствие.

1. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя система и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Обращение в прокуратуру. Основная задача органов прокуратуры состоит в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на её территории законов. 

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры имеют право обжаловать в суде нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти, обращаться в суд о защите прав и законных интересов, проводить проверки и запрашивать необходимую информацию. Прокуратура также осуществляет надзор за тем, как ведётся работа с обращениями граждан в органах власти (включая полицию). Если ответ на обращение не был получен в срок или по фактам, изложенным в нем, не была должным образом проведена проверка, можно обратиться в прокуратуру с требованием принять меры как к нарушителям экологического законодательства, так и к чиновникам.

В настоящее время в субъектах РФ созданы отдельные природоохранные прокуратуры, в полномочия которых входит обеспечение исполнения природоохранного законодательства, контроль за соблюдением экологических прав граждан и рациональным использованием природных ресурсов. Природоохранные прокуроры осуществляют расследование экологических преступлений, а также могут участвовать в качестве государственных обвинителей при рассмотрении дел судами.

Можно сказать, что наряду в Росприроднадзором, именно прокуратура чаще всего предпринимает действенные меры для защиты экологических прав и пресечении нарушений, особенно если они совершаются органами власти путем принятия незаконных актов. 

Ссылки

  1. Экологи: «Мальцовский Портландцемент» уже неделю работает без цементных фильтров» 
  2. На цементном заводе в брянском Фокино не обращали внимание на загрязнение воздуха
  3. Город цементной пыли
  4. В погоне за прибылью забыли о людях 
  5. В октябре-ноябре 2009г. Росприроднадзор планирует провести внеплановую проверку Пикалевского цементного завода. 
  6. «Мальцовский портландцемент» инвестирует более 80 млн. рублей в повышение экологичности производства 
  7. В ФОКИНО НА ЦЕМЕНТНОМ ЗАВОДЕ ОСТАНОВЛЕНА ПЕЧЬ


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.