Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Остановка разведочных работ россыпного золота

Регион: Камчатский край
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание 

Активисты   природоохранных организаций Камчатки ведут  работу по спасению рек и их рыбохозяйственного значения, направленную на ограничения   запрет добычи россыпного золота на побережье нерестовых рек. Река Быстрая — водоем высшей рыбохозяйственной категории, вторая по протяженности река Камчатки. Она же — главный маршрут водного туризма Центральной Камчатки. 

В 2017 году ООО "Дальстрой" получило лицензию на разведку и добычу золота на участке Гольцовская площадь сроком на двадцать лет. Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края выделило недропользователю участок площадью 94,7 гектара. Экологи критиковали проект добычи золота на реке Быстрой: промывать грунт намеревались с помощью механизированных агрегатов в местах нереста и нагула лососей. Отрицательную оценку этим планам дали тогда сотрудники Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО).

Летом 2020 года активисты выявили нарушения природоохранного законодательства  при проведении разведочных работ на россыпное золото на участке «Гольцовская площадь» в водоохраной зоне нерестовой реки Быстрая, рубок лесных насаждений и организации строительных работ и обратились в прокуратору с заявлением о проверке данных фактов. На месте строительства площадью 100 га вырублен лес,  где обитали лоси, соболь, норка, медведь, гнездились орланы снят плодородный слой земли, работает тяжёлая техника, ведутся планировочные работы, построен рабочий посёлок.

Глава Камчатского края, поддержал общественность и  также обратился  в природоохранную прокуратуру  с заявлением проверки фактов нарушения природоохранного законодательства.

Сотрудники прокуратуры провели проверку и возбудили сразу несколько административных дел в отношении золотопромышленника – компании «Дальстрой»: о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, о невыполнении мероприятий по рекультивации земель и требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.  

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан, общественных организаций, организаций туриндустрии, использование  различных инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы контроля и надзора; Губернатору края,  освещение  деятельности в СМИ, распространение роликов о нарушениях природоохранного законодательства  в этой местности в социальных сетях, создали петицию на имя президента Владимира Путина с просьбой спасти нерестовые реки Камчатки от добытчиков золота. 

Результат действий

В результате предпринятых  активистами действий было пресечено негативное влияние на окружающую среду - загрязнение водного объекта рыбохозяйственного значения и лесного фонда.

Руководителю предприятия вынесено представление об устранении нарушений. 

Кроме того,  прокурором направлены в суд иски с требованием очистить лесной участок от порубочных остатков и запретить деятельность компании до устранения всех нарушений. 

В отношении начальника Елизовского лесничества возбуждено уголовное дело на том основании, что  по окончании действия договора аренды чиновник подписал акт приема-передачи части лесного участка без выполненных работ по рекультивации и с недостоверными сведениями о вырубленных лесных насаждениях. Площадь неучтенной рубки составила 7,6 га. 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Сохранение и охрана природных комплексов, животного мира, водных биологических ресурсов в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. 

Для защиты окружающей среды, водного объекта рыбохозяйственного назначения,  лесного фонда, граждане и общественная организация воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде, гарантированным:

  • Конституцией РФ   (статьей 33);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  • Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  • Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (пункт 6 части 1 стать 3).

Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 N 166-ФЗ (Статья 2) установлены основные принципы  законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов среди которых:

  • учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы;
  • участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биоресурсов, согласно которому граждане, общественные объединения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биоресурсов, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством

Таким образом, мы видим, что участие общественности в сохранении водных биологических ресурсов, заложено в основных принципах и относится к деятельности по охране окружающей среды.  

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  3. Статью 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 
  4. Статью 27 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливающую право граждане  и общественных объединений осуществлять общественный контроль в области обращения с отходами.
  5. Пункт 6 части 1 стать 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан  общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.  В соответствие с которой, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  6. Пункт 7, часть 1 статьи Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;

Следует отметить, что  благоприятный исход этого дела стал возможен благодаря оказанию квалифицированной помощи активистами ОНФ, которые направили обращение в Прокуратуру, активно участвовали в осуществлении контроля и распространяли информацию о своем интернет ресурсе.

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия,  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Прикрепите фотографию или видео  нарушения.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. Используйте  положительный опыт других граждан и НКО.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона.  

Ссылки

 

  1. Камчатку трясет от золотой лихорадки. На кону — богатства полуострова 
  2. На Камчатке прокуратура проверит законность добычи золота на реке Быстрой 
  3. После обращения ОНФ камчатская прокуратура занялась компанией, разрабатывающей недра в районе реки Быстрая  
  4. На Камчатке ОНФ добился повторной проверки работ по добыче золота в районе рек Быстрая и Большая 
  5. Владимир Солодов: необходимо разобраться в ситуации с добычей золота у реки Быстрой