

Остановлена незаконная добыча песка у дер. Мяглово при содействии общественной организации «Зеленый фронт»
Год: 2020
Категория: не судебное
Краткое описание
В середине февраля 2020 года активистами МОО «Зеленый Фронт» были выявлены признаки незаконной добычи песка в границах Колтушского сельского поселения, на земельном участке неподалеку от дер. Мяглово. Информация по данным фактам была направлена в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области. При проведении Комитетом планового (рейдового) осмотра в марте 2020 года информация подтвердилась. С территории земельного участка грузовым автотранспортом вывозился песок и завозились отходы производства и потребления, заезжали покрытые сеткой «мусоровозы (пухто)». С территории вывозилось порядка 150 грузовых машин песка в день. Было установлено, что территория, на которой проводятся работы, относится к землям обороны и безопасности, это территория бывшей воинской части.
МОО "Зеленый Фронт" обратилось в Военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона по факту о нарушении федерального законодательства при добыче полезных ископаемых на территории земельного участка, расположенного в дер. Мяглово Всеволожского района Ленинградской области. В апреле 2020 года в ответ на обращение, Военная прокуратура сообщила, что по изложенным в обращении обстоятельствам проведена проверка, которой в деятельности генерального директора ООО "Индиго", выразившейся в добыче полезных ископаемых с указанного земельного участка без лицензии и их хищении, выявлены признаки преступления, предусмотренного п."б" ч.4 ст. 158 УК РФ (кража в особо крупном размере). По результатам проверки для решения вопроса об уголовном преследовании виновного лица её материалы направлены в УМВД России по Всеволожскому району Ленинградской области, об устранении выявленных нарушений закона при передаче ООО "Индиго" в аренду объектов военной инфраструктуры начальнику ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России внесено представление.
В мае-июне 2020 г. граждане и активисты МОО «Зеленый Фронт» снова зафиксировали факты массового вывоза песка с огражденной территории в районе дер. Мяглово и обратились в контрольно-надзорные органы. Используя спутниковые снимки, удалось установить связь между незаконным карьером и огражденной территорией, через которую нарушители и вывозили песок.
В итоге 13 июля 2020 года Военной прокуратурой Санкт-Петербургского гарнизона, при участии военной полиции, СЗУ Росприроднадзора и специалистов Комитета, обнаружено возобновление работ по добыче песка и ПГС на территории бывшей воинской части в д. Мяглово. Незаконные работы были остановлены, специалистами-маркшейдерами Комитета проведён замер объемов незаконно добытого материала. Виновным грозит лишение свободы на срок до 10 лет или крупный штраф.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Сбор информации, обращение в органы государственной власти и прокуратуру, размещение информации в сети Интернет.
Результат действий
Незаконная добыча песка у дер. Мяглово была остановлена.
Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов
1. Согласно законодательству Российской Федерации о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью (Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»). Согласно закону о недрах, песок является общераспространенным полезным ископаемым, (см. также Распоряжение МПР РФ от 07.02.2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным»). Основанием возникновения права пользования участком недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 10.1 Закона о недрах).
Для коммерческой добычи общераспространенных ископаемых необходимо наличие лицензии – специального государственного разрешения. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (см. статью 11 Закона «О недрах»).
2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.
Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.
Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):
- предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
- жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.
Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.
Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.
Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру.
Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть:
- информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей;
- уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
- уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
- ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.
Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».