Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Отмена Постановления об утверждении перечней рыбопромысловых участков (размещение форелеводческого хозяйства) нарушающего право граждан на пользование водными ресурсам и создающего угрозу окружающей среде
Премия рунета 2017

Отмена Постановления об утверждении перечней рыбопромысловых участков (размещение форелеводческого хозяйства) нарушающего право граждан на пользование водными ресурсам и создающего угрозу окружающей среде

Регион: Республика Карелия
Год: 2019
Категория: судебное

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ 

07 декабря 2018 г. приказом Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия  было утверждено создание двух рыбоводных участков предназначенных для осуществления промышленного и товарного рыбоводства  под размещение форелеводческого хозяйства на озере Верхнее Куйто вблизи старинной карельской деревни Войницы в Калевальском национальном округе,

В деревне Войница живет 28 человек, нет постоянного электричества, систем водоснабжения. Озеро Верхнее Куйто – единственный источник питьевой воды для жителей. Создание рыбоводческого хозяйства неизбежно ухудшит экологию водоема, и жители деревни фактически останутся без чистой питьевой воды, поскольку садки с форелью загрязнят воду, которую используют для питья. Кроме того, владельцы домов опасались, что рыба привлечет внимание медведей, а встречи с дикими животными нежелательны и опасны.

Решение о размещении форелевого хозяйства пытались согласовать с местными жителями, но они высказались против. Таким образом, приказ о формировании рыбного хозяйства был подготовлен и принят  без учета мнения местных жителей. 

В марте 2019 в Войнице была создана рабочая комиссия по экологии при Совете территориального общественного самоуправления «Надежда», задачей которой стало обеспечение экологической безопасности природной среды на территории Войницы и ее окрестностей. В соцсетях была создана группа «Экологическая справедливость» для информирования жителей Карелии о ходе работы комиссии и решении проблем.

Также жители Войницы предлагали вместо форелевого хозяйства  организовать в окрестностях деревни заказник, с целью сохранения уникальной природы, культурно-исторических объектов и памятников.  Это решение жителей поддержал государственный природный заповедник «Костомукшский».

Кроме того, одна жительница деревни Войницы, обратилась в суд  за защитой права на благоприятную окружающую среду и на беспрепятственное пользование водными ресурсами требуя признать недействительным Приказ Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 07 декабря 2018 г. N 362 "О внесении изменений в приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 26 января 2009 г. N 21 "Об утверждении перечней рыбопромысловых участков для организации промышленного, любительского и спортивного рыболовства, товарного рыбоводства на водных объектах Республики Карелия".

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ/МЕХАНИЗМОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, защиты окружающей среды от негативного воздействия, охраны ООПТ  общественность успешно использовала  различные  методы: обращение в  суд, освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, создание коалиции.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ

Благодаря объединению граждан и совместным действиям в защиту окружающей среды от негативного воздействия, необходимых для обеспечения здоровой экологической среды обитания удалось добиться положительного решения в суде.

23 апреля 2019 г.  Верховный суд Республики Карелия  удовлетворил иск и признал недействующим приказ Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия от 07 декабря 2018 г. N 362 "О внесении изменений в приказ Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия от 26 января 2009 г. N 21 "Об утверждении перечней рыбопромысловых участков для организации промышленного, любительского и спортивного рыболовства, товарного рыбоводства на водных объектах Республики Карелия" со дня его принятия. 

Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия  подало апелляционную жалобу на это решение суда.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 г. решение Верховного суда Республики Карелия от 23 апреля 2019 года было оставлено без изменения, апелляционная жалоба и апелляционное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.

Таким образом, была предотвращена угроза  негативного воздействия на окружающую среду, водные объекты, водные биологические ресурсы, здоровья граждан.

ПРАВОВЫЕ КОММЕНТАРИИ, ПОЯСНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды".

Как указано в статье 1 названного закона, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Основное условие технологического процесса выращивания форели - сохранение качества природных вод. Это особенно актуально для северных водоемов, в которых процессы трансформации органических веществ проходят крайне медленно. Все, что попадает в воду от рыбных хозяйств, не успевает переработаться. Основные источники загрязнения - корм, продукты метаболизма, и как показали результаты гидрохимических анализов последних лет, лимитирующими факторами служат азот и фосфор. От большой нагрузки на озера страдают и вода, и ландшафты.

Основными принципами водного законодательства, на которых должны быть основаны изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты, являются: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду (пункты 1 и 2 части 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации.

Статья 51.1. Водного Кодекса РФ предусматривает, что использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

Абзацем 3 части 3 статьи 3 Федерального закона Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), согласно которому указанные субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства), а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Пунктами 5 и 6 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1183, установлено, что орган государственной власти при определении границ рыбоводных участков учитывает:

а) предложения граждан, общественных объединений, юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), муниципальных образований;

б) заключения научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства);

в) ограничения, установленные пунктом 9 настоящих Правил.

Предложения о границах рыбоводных участков направляются в орган государственной власти. Орган государственной власти рассматривает указанные предложения в течение месяца с даты их поступления.

Требования вышеперечисленных актов при принятии оспариваемого приказа были нарушены.

Граждане вправе принимать участие в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства), в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры (рыбоводства). А органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Такую возможность ни Министерство, ни органы местного самоуправления жителям деревни Войница не предоставили.

Порядок участия граждан в решении вопросов местного значения определен Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусмотрено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Кроме того в суде выяснилось, что в озере Верхнее Куйто нагуливается пресноводная форма атлантического лосося, который занесен в Красные книги Российской Федерации и Карелии, относится к особо охраняемому виду. 

Отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды регулирует Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".

Статьей 22 Федерального закона "О животном мире" предусмотрено, что при осуществлении хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о возможности формирования рыбоводных участков в акватории, в которой нагуливается особо охраняемый вид рыбы, необходимо было установить то обстоятельство, что предлагаемые к размещению рыбоводные участки негативно не скажутся на популяции этого вида рыб. Этого тоже сделано не было.

Суд при рассмотрении дела установил, что принятый Министерством нормативный правовой акт не отвечает положениям абзацев "а" и "б" пункта 5 Правил определения береговых линий (границ водных объектов и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, абзаца 3 части 3 статьи 3 Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 22 "О животном мире", абзаца 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" поскольку при принятии решения не учтено мнение жителей д. Войница, не получено заключение научной организации.

Для защиты своих прав граждане успешно использовали  гарантированные законодательством нормы материального и процессуального права:

  1. Статью 42 и 58 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и   обязывающие ее сохранять;
  2. Пункт 6 части 1 стать 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан  общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.  В соответствие с которой, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  3. Статью 11  часть 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды", статью 46 Конституции РФ,  статьи 11, 12  Гражданского Кодекса РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, статья 1, часть 2, пункт 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ гарантирующих право на обращение в суд   за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду; Статью 208 Кодекса административного судопроизводства РФ – право оспорить нормативный правовой акт;
  4. Части 2 статьи 59 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которой запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; 
  5. Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 02 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  6. Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";
  7. Подпункты "а" и "б" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 1183 "Об утверждении Правил определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками.
  8. Статьи 10, 22, 24  Федерального Закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. 

В случае необходимости защиты окружающей среды  в суде, обратитесь  за консультацией к профессионалам: юристам, адвокатам, экологическим  НКО или  самостоятельно изучите опыт по аналогичным ситуациям. Вполне вероятно, что вы найдете готовые алгоритмы действий и образцы судебных заявлений.

Для обоснования своей правовой позиции по аналогичной ситуации  используйте выше  изложенные нормы законов. Приложите к вашему заявлению в суд: Решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 апреля 2019 г. N 3а-64/2019; Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 75-АПА19-15. Эти документы усилят Ваши аргументы в суде. Судья увидит, что существует положительная практика решения таких споров и, скорее всего, воспользуется готовым решением.

Обращаясь в суд с иском об оспаривании нормативных правовых актов помните, что:

  • С исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, а также общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения (п.1-2 Статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ, далее КАС РФ);
  • Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (п.6 Статья 208 КАС РФ);
  • По иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца (Статья 211 КАС РФ);
  • Обязанность доказывания, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (п. 9 Статья 213 КАС РФ).

Если вы хотите узнать, когда будут проходить общественные обсуждения материалов ОВОС проекта, который по вашему мнению может нарушить право на благоприятную окружающую среду - воспользуйтесь сайтом «ОВОС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ» https://o-v-o-s.ru/aboutгде читателям и подписчикам  дается возможность узнать о грядущих общественных слушаниях по намечаемой хозяйственной деятельности в своем регионе и ознакомиться с материалами ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) будущего проекта. 

При организации митингов, пикетирований соблюдайте требования  Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и учтите, что:

  • Законом предусматривается уведомительный характер проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирований, то есть на проведение данных публичных мероприятий не требуется предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
  • Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (п.1. статьи 7).
  • При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения (п.1 статьи 7).
  • Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров (п.1.1. статьи 7)
  • Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени (статья 9).
  • В законе перечисляются места и территории, где проведение публичных мероприятий запрещено (статья 8).

ДОКУМЕНТЫ 

  1. 1.  Решение Верховного Суда Республики Карелия от 23 апреля 2019 г. N 3а-64/2019;
  2. 2. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 75-АПА19-15.

ССЫлки 

  1. Войница против форели. Жители карельской деревни судятся с чиновниками из-за рыбоводных хозяйств 
  2. Жительница карельской деревни Войница добилась отмены строительства форелевой фермы 
  3. Рыбу не заказывали. Жители карельской деревни выступают против разведения форели на озере Верхнее Куйто