Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Отмена результатов конкурсов по предоставлению в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты

Регион: Амурская область
Год: 2008
Категория: не судебное

Краткое описание 

Департаментом агропромышленного комплекса администрации Амурской области  были проведены конкурсы по  предоставлению  в пользование  объектов  животного мира, отнесенных  к объектам охоты Зейского и Тындинского районов. От участия в конкурсах было отстранены 6 общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего  Востока. Основанием послужило, якобы не предоставление полного комплекта необходимых документов. В результате проведения этих конкурсов,  право на пользование объектами животного мира  в местах проживания  и осуществления хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (эвенков)  получили коммерческие  организации ООО «Бомнак», ООО «Тындинский промхоз»,  а общины осталась без своих исконных земель и единственных источников существования, которыми для них является охота и оленеводство, осуществляемое на тех же территориях, которые получили в пользование коммерческие организации.

Общины и Ассоциация  коренных малочисленных народов Амурской области, обратились  в правовой центр  Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее Ассоциация КМНС и ДВ РФ)  с просьбой  помочь защитить нарушенное право коренных малочисленных народов на приоритетное  пользования объектами животного мира и  выбор  охотничьих угодий.  

После анализа полученных документов был сделан вывод о нарушениях закона. Объявления   о проведении конкурсов  опубликованных в газете «Амурская правда» года не соответствовали  требованиям  - не содержали необходимых сведений о форме торгов и порядке их проведения.

  Ассоциация  КМНС и ДВ РФ насколько раз обращалась в прокуратуру Амурской области, а затем в  Генеральную прокуратуру и с требованием проверить законность решений принятых конкурсной комиссией и принять меры прокурорского реагирования.

  В результате прокурорской проверки были выявлены нарушения и Прокурор Амурской области обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными конкурсов по предоставлению территорий, акваторий для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и признании недействительными (ничтожными) договоры, заключенными между Департаментом  агропромышленного комплекса администрации Амурской области и победителями конкурса. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт объединения усилий  общин коренных народов и их общественных организаций использование  досудебных инструментов: направление  коллективных обращений в различные  органы власти, контроля и надзора.

Результат 

В результате предпринятых действий –  обращение в прокуратуру – удалось добиться, чтобы прокуратура области вступила в суде заявителем. Исковое заявление было удовлетворено в полном объеме. Суд признал правомерность доводов заявлений и признал  недействительными проведенные конкурсы  и как следствие недействительными (ничтожными) договоры, заключенными между Департаментом  агропромышленного комплекса администрации Амурской области и победителями конкурса. 

Были проведены новые конкурсы по результатам, которых общины вновь получили в пользование исконно занимаемые ими земли для ведения традиционного природопользования – охоты и таежного оленеводства. 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (далее малочисленные народы)- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Перечень этих народов утвержден распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р.

Традиционный образ жизни малочисленных народов - исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Исконная среда обитания малочисленных народов - исторически сложившийся ареал, в пределах которого они осуществляют жизнедеятельность.

Малочисленные народы  имеют во всем мире наделены  особыми преференциями для сохранения своего уникального образа жизни, природопользования и ареалов жизнедеятельности. Тесная взаимосвязь формировавшаяся столетиями  определила природ сберегающие методы при ведении традиционного образа жизни. Сохранение исконной среды обитания (благоприятной окружающей среды) – самое важное для малочисленных народов, без нее  традиционный образ будет утрачен и приведет к потере этих народов и уникального разнообразия нашей планеты.  Именно поэтому и международное и российское законодательство  наделяет малочисленных народы особыми правами в сфере сохранения традиционного природопользования и  исконной среды обитания.

Статьей 69 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В развитие этих положений Конституции в России были приняты три специальных закона и включены специальные статьи в ряд федеральных законов гарантирующих особые права этим народам.

В соответствии с положениям статьи 8 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» коренные малочисленные народы имеют право пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий для осуществления традиционной хозяйственной деятельности, участвовать в осуществлении контроля за использованием этих земель и в принятии решений органами власти об использовании этих земель их традиционного расселения,       Статья 9 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", предусматривает участие коренных малочисленных народов в охране и использовании объектов животного мира, сохранении и восстановлении среды их обитания, в соответствии с которой лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, если исконная среда их обитания и традиционный образ жизни связаны с животным миром, наряду с общими правами граждан в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 настоящего Федерального закона.

А в соответствии со статьей 49 этого же закона  малочисленные народы и их объединения имеют право на приоритетное пользование животным миром на территориях традиционного расселения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Право на приоритетное пользование животным миром включает в себя: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий.

Кроме того, в соответствии со ст. 37  Федерального закона "О животном мире" (действовавшей на тот момент, сейчас статья утратила силу в связи с  вступлением в законную силу закона «Об охоте…»), конкурсы на право пользования животным миром должны были проводились лишь при наличии равных по приоритету претендентов.  Состав участников закрытого конкурса должен был определяться до проведения конкурса, т.е. до подведения итогов и определения победителя,  совместно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Минсельхоза России и территориальными органами МПР России. 

Однако до проведения конкурсов в Амурской области   выявление приоритетных претендентов произведено не было, чем и было  нарушено право на приоритетное природопользование общин коренных малочисленных народов и других претендентов.

Таким образом,   ООО «Бомнак» ООО «Тындинский промхоз»  вообще не могли принимать участие  в конкурсах, поскольку конкурс мог  проводится только между равными претендентами в данном случае он должен был проводиться между общинами и организациями коренных малочисленных народов, проживающих на данной территории.

Кроме того, объявления   о проведении конкурсов  опубликованных в газете «Амурская правда» года не соответствовали  требованиям предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК РФ и не содержали необходимых сведений о форме торгов и порядке их проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, (критериев отбора) проведения конкурса, что свидетельствует о нарушении организаторами конкурсов порядка извещения о проведении торгов предусмотренных Гражданским кодексом  РФ. Отсутствие этой информации в объявлении о проведении конкурсов  привело к тому, что общины   были отстранены от участия в конкурсе  на том, основании, что не смогли представить пакет необходимых для участия в конкурсе документов. 

Заключения Управления Россельхознадзора по Амурской области, которыми были отклонены заявки общин  коренных малочисленных народов  в связи с тем, что представленные заявки не соответствуют предъявленным требованиям, в совокупности с заявками и приложенными к ним документами, не позволили  определенно установить  в чем фактически выразилось не соответствие представленных документов требованиям и каким именно требованиям.

Как уже говорилось ранее,  в объявлении о конкурсе отсутствовала необходимая информация об условиях конкурса. Доказательства того, что общинам была предоставлена возможность  устранить допущенные недостатки, до проведения конкурса, отсутствовали. Кроме того, заключения Управления Россельхознадзора по Амурской области, которым были отклонены заявки общин не были им  направлены, то есть общины не  были извещены о том, что их заявки не будут рассматриваться на конкурсе.  

В силу  п. 2 статьи  449 ГК РФ, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона  или иных правовых актов являться ничтожной. Согласно ст. 58 ФЗ «О животном мире» все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными. 

Договоры,  заключенные между департаментом агропромышленного комплекса администрации Амурской области и ООО «Бомнак», ООО «Тындинский промхоз»   были заключены на сновании конкурсов, которые были проведены с нарушениями  ст. 448 ГК РФ, ст.ст. 9, 37, 48, 49 ФЗ «О животном мире», вследствие чего должны быть признаны недействительными (ничтожными).

На основании этих нарушений Ассоциация обратилась в Генеральную прокуратуру и прокуратуру Амурской области с требованием проверить законность решений принятых конкурсной комиссией Департамента агропромышленного комплекса администрации Амурской области и принять меры прокурорского реагирования.

В результате прокурорской проверки были выявлены нарушения,  которые были указаны в заявлении Ассоциации,  и Прокурор Амурской области обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительными конкурсов по предоставлению территорий, акваторий для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты и признании недействительными (ничтожными) договоры, заключенными между Департаментом  агропромышленного комплекса администрации Амурской области и победителями конкурса.

Ответчиками по делу были привлечены Министерство сельского хозяйства Амурской области, ООО «Бомнак», ООО «Тындинский промхоз». Общины коренных малочисленных народов были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. 

В декабре 2007 года заявления были удовлетворены в полном объеме. Суд признал правомерность доводов заявлений и признал  недействительными проведенные конкурсы  и как следствие недействительными (ничтожными) договоры, заключенными между Департаментом  агропромышленного комплекса администрации Амурской области и победителями конкурса. 

На это решение суда ответчиком была подана апелляционная жалоба.

В  апреле 2008 года Шестой Арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу и отказал в удовлетворении, оставив решение Арбитражного суда Амурской области в силе без изменений.

После чего были обвялены новые конкурсы и проведены в соответствии с законодательством о правах коренных народов. Общины вернули земли традиционного природопользования в свое пользование.

Для защиты своих прав коренные малочисленные народы воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями в связи с нарушениями требований  законодательства о правах коренных малочисленных народов, гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов).

Для защиты права на традиционное природопользование и  сохранение исконной среды обитания общины  использовали  нормы гарантированные: 

  1. Конституцией РФ   (статья 69);
  2. Гражданским Кодексом РФ ( статьи 168, 448, 449);
  3. Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (статья 8);
  4. Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (статьи 9, 37,48, 49).

В настоящее время к этим  можно добавить еще Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 2 пункт 4, статья 11 часть 2, статья 12 часть 1 пункт 7, статья 19) 

Рекомендации

Чтобы добиться результата  по этому делу потребовалось 2 года. Почти год ушел на переписку с прокуратурами, которые сначала не усматривали нарушений закона, потом судебные разбирательства в двух инстанциях. Восстановление нарушенных прав  длилось долго, но было эффективным и привело к положительному результату.  В тот период времени (после 2008 года) разбирательств по этой  категории дел было много, но уже был положительный пример и было проще восстанавливать нарушенные права коренных малочисленных народов.

Не отчаивайтесь, если не удалось добиться результата сразу. Старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются аналогичными проблемами.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Документы

  1. Ответ прокуратуры о выявленных нарушениях и предпринятых мерах.
  2. Решение суда.

Ссылки

 

  1. Ю.Я. Якель,  "Люди Севера (права на ресурсы и экспертиза)». М., 2008, с.212 -231
  2. Ю.Я. Якель,  О.А Мурашко, Журнал «Мир коренных народов» № 20 «Восстановите справедливость и законность в отношении и эвенков», с. 79-82
  3. Ю.Я. Якель, Журнал «Мир коренных народов» № 21 «Эвенки амурской области отстояли свои права в суде», с.85-87

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.