Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Перенос зимней автомобильной дороги за пределы водоохранной зоны

Регион: Томская область
Год: 2019
Категория: судебное.

Право граждан  на проживание в благоприятной среде обитания, охрана водных объектов и  лесного фонда.

Краткое описание 

В 2018 году недалеко от села Староюгино Томской области началась прокладка зимней автомобильной дороги в водоохранной зоне таежного озера Карасево. Прокладка дороги сопровождалась вырубкой деревьев. Жители села предположили, что весной при таянии снега грязь с зимней дороги, а также остатки бензина и мазута попадут в озеро  и загрязнят почву, в том числе клюквенник и они лишатся возможности ловить рыбу и заготавливать дикоросы (клюкву и морошку). 

Для защиты своих прав на благоприятную окружающую среду, а также охраны вод и леса они обратились в региональное отделение ОНФ.  Активисты направили запросы во все профильные департаменты и ведомства.  Органами надзора были выявлены нарушения природоохранного законодательства: прокладка зимней автомобильной дороги в водоохранной зоне, незаконная рубка лесных насаждений, факт самовольного занятия лесных участков для строительства автозимника за пределами установленных границ участка.

В результате предпринятых  активистами действий было пресечено негативное влияние на окружающую среду. 

В ноябре 2019 года прокладка дороги на зимний сезон 2019-2020 гг. была перенесена на место, где она и проходила  в прежние годы, вдали от водоохранной зоны озера Карасевое.

Кроме того, активисты призвали местные власти  Томской области внимательно подходить к вопросам устройства зимних автодорог во всех районах, не допускать при эксплуатации причинения ущерба экологии и обязательно учитывать мнение местных жителей. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, защиты окружающей среды, водного объекта,  водных биологических ресурсов, лесного фонда, мест произрастания дикоросов, граждане и общественная организация воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  запросом на информацию, жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также в связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде, гарантированным:

  • Конституцией РФ   (статьей 33);
  • Федеральным  законом    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  • Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (пункт 6 части 1 стать 3);
  • Лесным кодексом Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (пункт 7, часть 1 статьи 1).

Местные жители,   полагая, что происходят нарушения природоохранного законодательства и есть угроза утраты природных ресурсов, которые они используют для жизнеобеспечения (рыба, дикоросы) обратились за помощью в региональное отделение общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (далее ОНФ).

Активисты ОНФ в рамках осуществления функций общественного контроля,  направили запросы   во все профильные департаменты и ведомства, и попросили предоставить информацию о том, на каком основании были вырублены деревья, и кто выдал на это разрешение. Ответы органов власти подтвердили доводы жителей о том, что при прокладке зимника и рубке просеки было нарушено природоохранное законодательство. 

После проведенных проверок, департамент лесного хозяйства сообщил, что выявлен  факт незаконной рубки лесных насаждений с общим ущербом 39,5 тыс. руб.  и по этому факту сотрудники Каргасокского лесничества направили материалы в полицию.

Кроме того, выявлен факт самовольного занятия лесных участков для строительства автозимника за пределами установленных границ участка, предоставленного в безвозмездное пользование администрации Каргасокского района. 

Согласно Водному кодексу РФ, ширина водоохранной зоны озера, площадь акватории которого составляет более 0,5 кв. км, составляет 50 м. В данном случае это требование закона было нарушено. 

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды подтвердил факт прокладки автозимника в водоохранной зоне озера Карасево у села Староюгино, подтвердив, что нарушены требования к охране водных объектов,  и это может повлечь их загрязнение, засорение и истощение.

Активисты ОНФ добивались, чтобы зимнюю автомобильную дорогу перенесли в другое место, как можно дальше от водоема, и направили повторные обращения во все органы власти с предложением принять меры, чтобы спасти озеро и лес от уничтожения при эксплуатации зимника.

Результат действий

В результате предпринятых действий в защиту окружающей среды, было остановлено негативное влияние, незаконные действия были пресечены. 

В 2019 году  зимняя автомобильная дорога была построена в другом месте.

Таким образом, было восстановлено  право граждан на проживание   в благоприятной окружающей среде, остановлено  негативное воздействие на окружающую среду, водные объекты (озеро), водные биологические ресурсы (рыба), лесной фонд и дикорастущие  растения,   а  также социально-экономическое благополучие населения, поскольку рыбная ловля и сбор дикоросов являются источниками жизнеобеспечения жителей села Староюгино.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и общественных организаций, использование  различных инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы власти, органы контроля и надзора,  должностным лицам; освещение  незаконной деятельности, предпринятых действиях  в СМИ.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Для защиты гражданских прав, возможно, использовать один  или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.

Способы, предпринятые в данном деле:

  • признания неправомерными действий по вырубке леса, строительства зимней автодороги в водоохранной зоне без предварительного согласования с местным населением; 
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права – на сезон 2019 – 2020 года зимняя  автодорога была построена в прежнем месте, там, где она была до нарушения  - вдали от водоохранной зоны.

 Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде,  граждане  и активисты ОНФ успешно использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Пункт 6 части 1 статьи 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан  общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов, в соответствии с которой граждане, общественные объединения, имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации;
  3. Пункт 7, часть 1 статьи Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  4. Статью 65 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливающую границы водоохранных зон;
  5. Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, статьи 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статью 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыми гарантировано  право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации с заявлениями и жалобами;
  6. Статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Следует отметить, что  благоприятный исход этого дела стал возможен благодаря оказанию квалифицированной помощи активистами ОНФ, которые направляли обращения в органы власти, активно участвовали в осуществлении контроля и распространяли информацию о своем интернет ресурсе.

Рекомендация  -  для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций, и возможно Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегодня существует возможность подать жалобу или обращение не выходя из дома, через электронные кабинеты.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан.

Ссылки:

  1. Томские активисты ОНФ предложили властям региона перенести автозимник в Каргасокском районе за пределы водоохранной зоны 12 марта 2019 года 
  2. Томские активисты ОНФ добились переноса автозимника в Каргасокском районе за пределы водоохранной зоны 

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.