Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Петиция о недопущении изменений Лесного Кодекса в части запрета рубок в орехово-промысловых зонах

Регион: Республика Алтай
Год: 2020
Категория: не судебное


7 февраля 2020 года  в Правительстве Республики Алтай прошло совещание, посвященное развитию лесной отрасли Чойского района. После совещания в средствах массовой информации появилось множество сообщений о том, что республиканские власти собираются инициировать отмену запрета[1] на заготовку кедровой древесины.

На официальном сайте Республики Алтай, Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай была размещена информация о том, что Минисерство «уже подготовило проект федерального закона, регламентирующий снятие запрета на проведение рубок ухода и санитарно-оздоровительных мероприятий в орехово-промысловых зонах. Документ направлен в Государственное Собрание – Эл Курултай Республики Алтай для рассмотрения вопроса дальнейшей реализации законодательной инициативы». Также было отмечено, что Воронежский государственный лесотехнический университет по запросу министерства предоставил данные о том, что рубки ухода в орехово-промысловых зонах повышают урожайность кедровых насаждений и их проведение целесообразно.

Посчитав, что эта инициатива, если будет принята, приведет к дальнейшему истощению и разорению алтайских кедровников, и, скорее всего, не только алтайских - 

Региональная общественная экологическая организация Республики Алтай "Сакральный Алтай" создала на  Change.org. (Глобальная платформа для ваших кампаний) петицию, адресованную:  Главному федеральному инспектору по Республики Алтай, Председателю Гос. Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, Глава Республики Алтай, Минприроды России. 

Петицию подписало более  105 000 человек. 

 В начале  апреля   2020 года общественная организация получила ответ Минприроды  о том, что в настоящее время не готовит внесения изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части изменений правового режима лесов, расположенных в орехово-промысловых зонах.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

 

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и общественных организаций, использование  инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы власти, органы контроля и надзора,  должностным лицам; освещение  незаконной деятельности, предпринятых действиях  в СМИ.

Представители законодательной и исполнительной власти Республики Алтай выдвинули инициативу по внесению изменений в Лесной кодекс Российской Федерации: разрешить санитарные рубки и рубки ухода в орехово-промысловых зонах кедровой тайги. 

Большинство жителей республики Алтай категорически против снятия запрета рубок и  считают, что это недопустимо по следующим причинам: 

Кедр –  средообразующее звено экосистемы, кормовая база диких животных. Кедр – сакральное дерево; на протяжении долгих веков существовал тотальный запрет на его вырубку. Заготовка ореха – значимый источник дохода для многих жителей. Традиционная заготовка ореха и других побочных продуктов в кедрачах и охота - прекрасный пример гармоничного хозяйствования человека в тайге.

Кедровая тайга обладает механизмами саморегуляции. Никто не проводит санитарных рубок на территории Алтайского заповедника, при этом большую его часть занимает здоровая и продуктивная кедровая тайга. 

Рубки ухода и санитарные рубки проводятся для того, чтобы убрать больные, повреждённые и старые деревья. Чиновники утверждают, что снятие запрета на такие рубки в орехово-промысловых зонах позволит снять социальную напряжённость и повысить благосостояние граждан. Но санитарные рубки и рубки ухода по правилам – затратное мероприятие, не предполагающее получения экономической прибыли! Экономически выгодными «санитарные» рубки могут быть лишь в случае массовой вырубки здоровых деревьев. Недопустимо под прикрытием санитарных рубок вести коммерческую заготовку древесины!

Турочакский район – район компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Недопустимо нарушение естественных условий проживания и ведение любой хозяйственной деятельности без согласования с местными жителями.

На основании вышеизложенных аргументов, в петиции были требования:  

  1. Сохранить в лесном законодательстве запрет на проведение санитарных рубок и рубок ухода в орехово-промысловых зонах;
  2. Провести лесоустройство согласно Лесному законодательству РФ, с обозначением фактического состояния кедровых лесов, как в Чойском и Турочакском районах, так и по всей Республике Алтай;
  3. При принятии решений об изменениях в лесном законодательстве учесть:
  • факт невозможности получения коммерческой прибыли при проведении санитарных рубок и рубок ухода в орехово-промысловых зонах;
  • факт экологической, этнографической, социально-экономической значимости орехово-промысловых зон для коренных жителей таёжных районов Республики Алтай;

4.   Провести мероприятия по общественному обсуждению инициативы снятия запрета рубок в орехово-промысловых зонах. Не допустить нарушения закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ».

Результат действий

Инициатива руководства республики Алтай по изменению ст. 115 Лесного кодекса в части разрешения рубок в орехово-промысловых зонах кедровых лесов  пока  не прошла. 
 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Для защиты окружающей среды,  своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде и охране здоровья, граждане и общественные  организации воспользовались  правом на обращение с петицией в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан, гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  3. Федеральный  закон    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (статья 8);
  4. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1).

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде,  граждане  и активисты ОНФ успешно использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Пункт 7, часть 1 статьи Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ, которой установлен принцип участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах;
  3. Статью 8 Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"  устанавливающую, что малочисленные народы и их объединения в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право   участвовать в осуществлении контроля: за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной (пункт 2); за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (пункт 3); участвовать через уполномоченных представителей в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов (пункт 5); участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (пункт 6);
  4.  Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  5.  Статью 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 

Как уже говорилось выше, успех в данном деле был обеспечен с помощью петиции. 

Пети́ция (лат. Petitio- запрос) коллективное обращение (требование, запрос,  прошение).

Согласно абзацу 4,  части 2 Статьи 11,  абзацу 5,части 1 Статьи  12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане,  общественные объединения и некоммерческие организации имеют право собирать подписи под петициями, по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды.

В данном случае общественность воспользовалась  платформой  Change.org.  и получила результат. Но для достижения максимальных результатов  используя механизм обращения с петициями,   лучше воспользоваться специальной  платформой в интернете «Российская общественная инициатива»,  созданная Указом Президента РФ от 04.03.2013 N 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».

Через  интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» граждане могут направить свои предложения по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления.

Для этого совершеннолетний россиянин должен зарегистрироваться в электронной системе оказания госуслуг и заполнить специальную форму, размещенную на вышеуказанном интернет-ресурсе. 

Поступившая общественная инициатива размещается на интернет-ресурсе после предварительной экспертизы. Она необходима, чтобы установить, соответствует ли предложение гражданина Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права. Оценивается актуальность поставленной проблемы, обоснованность предлагаемых вариантов ее решения.

Размещенная на интернет-ресурсе общественная инициатива должна получить необходимую поддержку в ходе голосования с использованием интернет-ресурса. Поддержанной считается инициатива, которая в течение одного года после ее размещения на интернет-ресурсе получила:

а) не менее 100 тыс. голосов граждан - в поддержку инициативы федерального уровня;

б) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для субъектов Российской Федерации с численностью населения более 2 млн. человек - не менее 100 тыс. голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации), - в поддержку инициативы регионального уровня;

в) не менее 5 процентов голосов граждан, постоянно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, - в поддержку инициативы муниципального уровня.

Система голосования с использованием интернет-ресурса организуется по принципу "один человек - один голос" и предусматривает для граждан возможность проголосовать как за инициативу, так и против нее.

В течение года с даты размещения общественной инициативы на интернет-ресурсе проводится голосование. Если предложение не получило необходимой поддержки граждан, оно снимается с рассмотрения. 

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. В случае размещения петиций, старайтесь распространить информацию о ней  как можно шире, чтобы набрать максимально возможное количество подписей и сторонников. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан.

Ссылки:

  1. Совещание по развитию лесной отрасли Чойского района прошло при главе региона
  2. Власти Республики Алтай планируют добиться разрешения на рубку кедра
  3. Не допустить отмены запрета на рубки в орехово-промысловых зонах кедровых лесов!
  4. Победа!
  5. Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива»
 

[1] Запрет на заготовку кедра в лесах орехово-промысловых зон  был введен федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ, и вступил в силу с 1 июля 2019 года. Этим законом в Лесной кодекс был введен новый пункт в новой статье 115 про ценные леса - "В лесах, расположенных в орехово-промысловых зонах, запрещается заготовка древесины".

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.