Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Получение материалов ОВОС для проведения общественной экологической экспертизы

Регион: Московская область
Год: 2019
Категория: судебное

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ 

На территории с. Мячково Коломенского района Московской области было решено построить "Комплекс по обработке, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов - Юг".

Общественная организация некоммерческое партнерство "Экологическое международное аудиторское сообщество. Сертификация" в целях предотвращения негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта, которые способны снижать уровень жизни людей, решила провести общественную экологическую (далее - ОЭЭ) проекта, о чём   уведомило Администрацию городского округа Коломна Московской области и  известило население путем размещения публикации в официальном периодическом издании - газета "Коломенская правда". Затем направило в адрес заказчиков  ООО "МПК "Коломенский" обращение о предоставлении материалов оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) на общественную экологическую экспертизу.

Однако обращение было оставлено без удовлетворения и запрашиваемая документация не  была представлена.

Организация обратилось в суд с заявлением к ООО "МПК "Коломенский" с требованием об обязании предоставить материалы оценки воздействия на окружающую среду по объекту "Комплекс по обработке, обезвреживанию и размещению твердых коммунальных отходов - Юг" на территории с. Мячково Коломенского района Московской области. 

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ/МЕХАНИЗМОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В целях охраны окружающей среды и благоприятных условий проживания граждан НКО  воспользовалось правом проведения ОЭЭ, а для получения необходимой документации судебный способ истребования.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ

Благодаря действиям удалось добиться положительного решения в суде.

Решением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2019 года ООО "МПК "Коломенский" обязали представить НКО материалы ОВОС на ОЭЭ.

23 июля 2019 г. это решение было отменено постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда. Но после подачи НКО кассационной жалобы - 15 октября 2019 года Арбитражный суд Московского округа постановил отменить Постановление суда от 23 июля, и оставил в силе предыдущее от 15 апреля 2019 года, котором ООО "МПК "Коломенский" обязали представить материалы ОВОС на ОЭЭ.

В результате предпринятых действий НП "ЭМАССЕРТ" получило документацию для проведения общественной экологической экспертизы и смогло реализовать право на ее проведение, оценить последствия  намечаемой хозяйственной и иной деятельность, реализация которой затрагивает  право на проживание в благоприятной окружающей среде населения данной территории.

ПРАВОВЫЕ КОММЕНТАРИИ, ПОЯСНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ

Общественная экологическая экспертиза 

Одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении. Это механизм, благодаря которому граждане и НКО  могут оценить последствия намечаемой хозяйственной и иной деятельность, реализация которой затрагивает экологические интересы населения до начала его осуществления. Также ОЭЭ можно назвать эффективным инструментом, позволяющим установить диалог между населением и хозяйствующим субъектом.

Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также механизм ее проведения  закреплены в главе IV (статьи 19-25) Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 N 174-ФЗ.

Получение документации для проведения общественной экологической экспертизы

Право получать от заказчика документацию для проведения ОЭЭ, в том же объеме, что и для государственной экологической экспертизы, гарантировано пунктом 3 статьи 22,  пунктом 1 статьи 14 ФЗ "Об экологической экспертизе".

Статьей 27 этого же закона установлена обязанность Заказчика документации передавать общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы.

Обращение в суд 

Право на обращение в суд   за защитой нарушенных прав на благоприятную окружающую среду, восстановление нарушенного права, в данном случае истребование необходимой документации для проведения ОЭЭ гарантировано:

  • Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года (статья 46);
  • Гражданским Кодексом РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (статьи 11, 12);
  • Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ  (статья 4)
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" (статья 12).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1; статьи 42 и 58).

К законодательным актам, направленным на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в частности, относятся Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон "Об экологической экспертизе").

Федеральный закон "Об экологической экспертизе", как отмечается в его преамбуле, регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией в выборе объектов экологической экспертизы. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1421-О-О).

В соответствии со статьей 33 Закона об охране окружающей среды в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды, проводится экологическая экспертиза. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно статьи 1 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В силу статьи 3 названного Закона одним из принципов проведения государственной экологической экспертизы является принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения.

Согласно статье 4 Закона об экологической экспертизе в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Согласно положениям статьи 20 Закона об экологической экспертизе общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней (пункт 1 статьи 22 Закона об экологической экспертизе).

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 указанного Закона общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Пункт 1 статьи 23 Закона об экологической экспертизе предусматривает, что общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об экологической экспертизе орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

В силу пункта 3 статьи 22 Закона об экологической экспертизе общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном данным Законом порядке, имеют право получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе. Данному праву корреспондирует установленная статьей 27 Закона об экологической экспертизе обязанность заказчика документации, подлежащей экологической экспертизе, представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями ст. 11, 12, 14 и 21 указанного Закона, согласно которым объектом общественной экологической экспертизы является документация, обосновывающая хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.

При этом непредставление документации на экологическую экспертизу, уклонение от представления общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных в соответствии со статьей 30 Закона об экологической экспертизе признаются нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Заказчик проектной документации (материалов ОВОС) обязан предоставлять такую документацию в течение всего срока публичных обсуждений, проведения экологической экспертизы, до принятия решения об осуществлении хозяйственной деятельности, подлежащей оценке.

Проведение оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и подготовки материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, регламентируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372.

Рекомендация  - при принятии решения провести общественную экологическую экспертизу соблюдайте требование законодательства о том, что решение о ее проведении необходимо оформить документально, подать заявление о регистрации ОЭЭ в орган местного самоуправления, известить население о начале и результатах ее проведения.

 Помните, что:

ОЭЭ - проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления  ТОЛЬКО общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности, которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ОЭЭ -  проводится до проведения государственной экологической экспертизы или ОДНОВРЕМЕННО с ней. После проведения государственной экологической экспертизы, Вы уже не сможете воспользоваться этим механизмом. 

В случае отказа в предоставлении необходимой информации и документации  вашей организации, либо отсутствия ответа (более чем 30 дней) от организации, куда Вы направили запрос о ее предоставлении   обращайтесь в суд. Для обоснования своей правовой позиции используйте выше нормы законов. Приложите к вашему заявлению в суд Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2019 г. по делу N А41-769/19, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2019 г. по делу N А41-769/19 и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1421-О-О. 

Эти документы усилят Ваши аргументы в суде. Судья увидит, что существует положительная практика решения таких споров и, скорее всего, воспользуется готовым решением.

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. 

В случае необходимости защиты окружающей среды  в суде, обратитесь  за консультацией к профессионалам: юристам, адвокатам, экологическим  НКО или  самостоятельно изучите опыт по аналогичным ситуациям. Вполне вероятно, что вы найдете готовые алгоритмы действий и образцы судебных заявлений.

Если вы хотите узнать, когда будут проходить общественные обсуждения материалов ОВОС проекта, который по вашему мнению может нарушить право на благоприятную окружающую среду - воспользуйтесь сайтом «ОВОС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ» https://o-v-o-s.ru/aboutгде читателям и подписчикам  дается возможность узнать о грядущих общественных слушаниях по намечаемой хозяйственной деятельности в своем регионе и ознакомиться с материалами ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) будущего проекта. 

ДОКУМЕНТЫ

  1. Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2019 г. по делу N А41-769/19;
  2. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2019 по делу N А41-769/19;
  3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15 октября 2019 г. по делу N А41-769/19.

ИСТОЧНИКИ

  1. Правовая система «Консультант+»