Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Предотващение рубок у села Бельцово в Приморье

Регион: Приморский край
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание 

С января 2020 года жители села Бельцово Яковлевского района Приморского края боролись с лесозаготовителями, которые вели заготовку древесины в урочище ключа Молчанов, вода из которого питает сельские колодцы. 

Жалобы о нарушениях при лесозаготовках были направлены сельчанами в местное лесничество в январе 2020 года. В ответ на обращения КГКУ «Приморское лесничество» сообщило, что «в результате проведенных 18 рейдовых проверок с 04.01 по 26.02.2020 лесонарушений, в том числе незаконных рубок лесных насаждений, не выявлено, доводы в обращении по рубкам в водоохраной зоне недостоверны».

После этого жители обратились в Амурский филиал Всемирного фонда дикой природы., Начиная с марта 2020 года, специалисты WWF России участвовали в ряде проверок, организованных уже региональным Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира, которые помогли выявить не только варварские рубки возле села, но и явные несоответствия материалов лесоустройства с реальными насаждениями. 

Варварские рубки происходили на глазах у местных жителей. При разработке лесосеки с помощью бульдозера создавались подрезные волока – канавы глубиной до 2 метров, которые лесопользователь не имел права прокладывать, учитывая, что рубка велась на участке, расположенном на склоне крутизной более 20º и по материалам таксации здесь предполагалась трелевка древесины при помощи канатных установок. Кроме того, около 40% разрешенной к рубке древесины было просто брошено на лесосеке – из леса забрали только самое ценное.

При проверке соседней лесосеки было установлено, что рубка велась в насаждении, которое до 2016 года имело статус особо защитного. В таких лесах запрещено проведение любых коммерческих рубок. Однако, после проведения нового лесоустройства арендатором, насаждение потеряло свой статус и было переведено в эксплуатационный фонд. Кроме того, отсутствие практически полностью защитных полос вдоль гребней водоразделов, а также прокладка волоков глубиной до 2 м на склонах, могло бы привести к эрозии почвы, повышению мутности и изменению уровня грунтовых вод ключа Молчанов, и, в свою очередь, к проблемам проблемы с питьевой водой в колодцах, которые питаются с этого ключа и являются основным источником воды для жителей села. По предварительной оценке, ущерб от данных нарушений составил 58,2 миллиона рублей.

В октябре эта история получила свое развитие, когда по сообщениям от местных жителей на все лесосеки с неправильной таксацией, на обычных внедорожниках было доставлено 20-30 человек с бензопилами. Жители села Бельцово срочно написали жалобу в адрес Президента России и губернатора Приморского края с требованием остановить рубки. В итоге Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края отменило проект освоения лесов и действующие лесные декларации. Таким образом, у лесозаготовителя больше нет законных оснований для ведения заготовки древесины на данном лесном участке. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Общественный мониторинг состояния окружающей среды, обращение в органы власти, оказание содействия органам власти.

Результат действий

Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края отменило проект освоения лесов и лесные декларации, а также приостановило действие лесозаготовителей возле села Бельцово. Рубки были остановлены.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

2. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды. Статья 12 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

 

Ссылки

  1. Общественность добилась остановки рубок возле села Бельцово в Приморье
  2. Варварские рубки леса в Приморье шли буквально на глазах у местных жителей