Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Прекращение эксплуатации незаконной свалки

Регион: Архангельская область
Год: 2019-2020
Категория: судебное / не судебное

Краткое описание

На острове Бревенник, расположенном в Маймаксанском округе города Архангельска, местные жители протестовали против несанкционированной свалки около одного из поселков. История «мусорного» противостояния местных жителей с чиновниками и коммунальными службами продолжалась около года.

С декабря 2019 года по апрель 2020 года вывозом мусора на острове никто не занимался, а весной к работе с отходами приступила управляющая компания «Мегаполис», с которой региональный оператор по обращению с отходами – ООО «ЭкоИнтегратор» – заключил договор. Собранный мусор сводили на несанкционированную свалку возле одного из островных поселков. 

В мае активисты смогли зафиксировать нарушения и обратились в надзорные органы –Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, указав, что на свалку отходов, которая ещё в 2014 году была признана незаконной, в мае 2020 года продолжают свозить отходы. Согласно Постановлению Октябрьского районного суда Архангельска от 2014 года, администрация города была обязана рекультивировать свалку, однако в январе 2020 года постановлением главы Архангельска она была переведена в пункт временного накопления отходов. В ходе проверки было Росприроднадзора установлено, что с мая по июнь 2020 года ООО «ЭкоИнтегратор» размещало твердые коммунальные отходы на несанкционированной свалке на острове Бревенник в районе поселка лесозавода № 23 в Маймаксанском округе Архангельска. В ответе Росприроднадзора утверждалось, так как свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов и не отвечает санитарным требованиям (не производится раздельное накопление отходов, их сортировка и переработка), на нее не получено заключение федерального органа исполнительной власти о возможности использования объекта для размещения твердых коммунальных отходов до 2023 года, то эксплуатация свалки и размещение на ней отходов запрещено, кроме того она подлежит рекультивации. В отношении ООО «ЭкоИнтегратор» было возбуждено дело об административном правонарушении, материалы которого были направлены на рассмотрение в Соломбальский районный суд г.Архангельск. Изучив материалы дела, суд вынес постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей.

Кроме того, возмущение местных жителей вызвала инициатива властей по установке в острове инсинератора – устройства для мусоросжигания. Эта мера предусмотрена Территориальной схемой обращения с отходами в Архангельской области, в которую в прошлом году были включены новые объекты. В августе 2019 года была образована инициативная группа, которая провела сбор подписей за отмену этого решения, а также предлагала чиновникам альтернативные варианты решения «мусорной проблемы» на острове. Однако мнение местных жителей учтено не было. 

В феврале и марте 2020 года экологические активисты общественной кампании «Поморье – не помойка!», гражданского сообщества «Общее дело» и регионального экологического движения «42» провели на острове несколько акций по раздельному сбору отходов, обучая местных жителей правильным способам обращения с отходами. В феврале 2020 года для жителей Бревенника активисты проводили лекцию о вреде инсинераторов, а в марте прошел митинг против мусоросжигания. Собранное тогда вторсырьё волонтёры своими силами перевозили на другой берег и отправляли на перерабатывающие предприятия.

В мае в СМИ появилось сообщение от имени регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Архангельской области о том, что он намерен проработать варианты сортировки и переработки отходов, установка инсинераторов на островах Архангельска и Приморского района не рассматривается. Эксплуатация незаконной свалки прекратилась, отходы из контейнеров стали вывозится при помощи парома на городской полигон, а рекультивация незаконной свалки была намечена на IV квартал 2020 года.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Массовые акции, сбор подписей, обращение в органы власти.

Результат действий

Прекращение эксплуатации незаконной свалки, предотвращение использования инсинераторов для сжигания отходов.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Часть 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления») предусматривает штраф для юридических лиц от 300 до 400 тысяч рублей, а часть 4 статьи 14.1 того же кодекса («Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением») – штраф от 100 до 200 тысяч рублей.

Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы. 

Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме. 

Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФОИ подписантов, адрес мести жительства и подпись. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе. 

После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.

Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, пописывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.

 Ссылки

  1. Регоператор заявил, что на островах Архангельска и Приморского района не будет инсинераторов
  2. Северное управление Росприроднадзора 
  3. Активисты пытаются закрыть доступ к незаконной свалке в Архангельске 
  4. В Архангельске оштрафована фирма, устроившая незаконную свалку на окраине города
  5. «ЭкоИнтегратор» оштрафован на 150 тысяч рублей за незаконную свалку на окраине Архангельска