Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Признание лесохозяйственного регламента недействительным в части отнесения к эксплуатационным лесам, леса находящиеся на территории ООПТ – заказника регионального значения
Премия рунета 2017

Признание лесохозяйственного регламента недействительным в части отнесения к эксплуатационным лесам, леса находящиеся на территории ООПТ – заказника регионального значения

Регион: Республика Бурятия
Год: 2019
Категория: судебное

Краткое описание 

29 августа 2018 года приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 871 был утвержден Лесохозяйственный регламент Верхне - Талецкого лесничества, куда в качестве эксплуатационных лесов были включены  защитные леса, расположенные в границах государственного природного заказника регионального значения «Худакский».

Лесохозяйственный регламент — это документ, который является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.  Он содержит свод нормативов и параметровкомплексного освоения лесов применительно к территории и определяет правовой режим лесных участков.

Если в регламенте неправильно указаны виды использования то  это, например, может привести к рубкам на особо охраняемых территориях, или иному нецелевому использованию, ухудшающему окружающую среду.

В границах   этих участков разрешались, в частности,  такие виды деятельности как: заготовка древесины, в той мере, в которой она предусматривает заготовку без предварительного уведомления администрации заказника и вне рамок санитарно-оздоровительных мероприятия; переработка древесины и иных лесных ресурсов; выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

Таким образом, в результате неправомерного отнесения Регламентом лесных участков, включенных в состав заказника «Худакский» к эксплуатационным лесам, на территории последних стали разрешены практически все виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса РФ, без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Республики Бурятия на сохранение благоприятной окружающей среды.

Некоммерческие организации замечая расхождения в регламентах обращаются в природоохранные прокуратуры своих регионов и довольно часто после  проверки заявлений общественности, прокуроры обращаются в суд действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц для признания  таких Лесохозяйственных регламентов в части или полностью недействительными.

Природоохранный прокурор Республики Бурятия обратился в суд с административным иском для признания  этих лесохозяйственных регламентов недействительными, принятыми без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

 В данном деле мы видим очень успешный опыт направления общественностью  обращения в прокуратуру.

Результат 

В результате предпринятых действий –  обращение в прокуратуру – удалось добиться, чтобы природоохранная  прокуратура  республики вступила в суде заявителем. 

Административное исковое заявление Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры  было удовлетворено. Суд признал недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Лесохозяйственный регламент Верхне-Талецкого лесничества, утвержденный приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 871 от 29 августа 2018 года в части включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Худакский».

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны разрабатываться лесохозяйственные регламенты лесничества или лесопарка на срок до 10 лет. В соответствии с ч.6 ст.87 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ – лесохозяйственный  регламент обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту,воспроизводство лесов в границах лесничества.

В лесохозяйственном регламенте устанавливаются:

  • виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
  • возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
  • ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
  • требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Ежегодные возможные объёмы использования лесов по видам использования определены на срок действия лесохозяйственного регламента и должны обеспечить:

  • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических и других полезных свойств леса в интересах здоровья человека;
  • многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  • воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту;
  • рациональное использование земель лесного фонда;
  • повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
  • сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов Федерации, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает лесохозяйственные регламенты:

  • лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • лесничеств, лесопарков на землях обороны и безопасности;
  • лесничеств, лесопарков на землях особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Органы государственной власти субъектов Федерации утверждают лесохозяйственные регламенты в случаях, не относящихся к вышеуказанным.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений". 

На территории Верхне-Талецкого лесничества расположена особо охраняемая территория – государственный природный биологический заказник регионального значения «Худакский» Хоринского района Республики Буряитя. В нарушение требований Лесного кодекса РФ, часть лесов в границах указанного заказника, оспариваемым лесохозяйственным регламентом отнесена к категории эксплуатационных лесов. 

Кроме этого, в нарушение требований Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Положения о государственном природном биологическом заказнике регионального значения «Худакский» оспариваемым Регламентом на территории Заказника прямо разрешена заготовка древесины без каких-либо ограничений (в том числе в виде необходимости согласования с Администрацией). Также в Регламенте указано, что в границах заказника допускается: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов и иные виды деятельности.

Согласно статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент подлежит изданию в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти; является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества; обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка; рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений, что свидетельствует о том, что он является нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

Защитные леса в соответствии с ч. 2 ст. 12 Лесного кодекса РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ).

Федеральным законом «Об особо охраняемых территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ установлено, что особо охраняемые природные территории есть участки земли, водной поверхности воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Пунктом 14 статьи 2  этого же Закона установлено, что основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории.

Пунктом 4 статьи 22 установлено, что государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

Согласно Положению о заказнике «Худакский», заказник имеет биологический профиль и на его территории запрещаются следующие виды деятельности, противоречащие целям создания заказника и причиняющие вред природным комплексам и их компонентам: осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождения полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; прокладка новых дорог, троп, линий электропередач, коммуникаций, возведение строений и сооружений (в том числе временных), не связанных с деятельностью Заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов; выпас скота с применением собак; отвод земель под организацию фермерских хозяйств.

Кроме этого, на территории заказника запрещено нахождение транспортных средств в целях не связанных с деятельностью Заказника, охраной, защитой, использованием и воспроизводством лесов и осуществлением разрешенных в установленном порядке видов природопользования; применение ядохимикатов в целях, не связанных с деятельностью Заказника.

Несмотря на законодательный запрет, в Регламенте к видам разрешенного использования лесов на особо охраняемой территории заказника  эти виды  деятельности были разрешены, в том числе переработка древесины и иных лесных ресурсов (осуществление которой невозможно без создания лесоперерабатывающей инфраструктуры), тогда как согласно части 2 статьи 14 Лесного кодекса РФ в защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Прокурор в соответствии со своим полномочиям обратился в суд действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц для признания  этих Лесохозяйственных регламентов недействительными, принятыми без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника и нарушает права лиц, проживающих на территории Республики Бурятия на сохранение благоприятной окружающей среды.

Для защиты окружающей среды, в данном случае леса, особо охраняемых природных территорийобщественность воспользовалась правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  4. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов). 

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, которой установлены основные принципы лесного законодательства: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве;  использование лесов по целевому назначению (п.п.2, 7, 9);
  3. Статью 5 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" об участии граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий и учете их предложений;
  4. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Проведение общественного экологического контроля является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур и способствует реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 

 Рекомендации

Старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются аналогичными проблемами.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства. 

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении;
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Документы

  1. Решение Верховного суда Республики Бурятия суда от 03 октября 2019 года по делу №3а-116/19 по административному исковому заявлению заместителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Верхне-Талецкого лесничества, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 871 от 29 августа 2018 года.

Ссылки

  1. Верховный суд Республики Бурятия. Решение от 03 октября 2019 года по делу №3а-116/19