Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Признание лесохозяйственного регламента недействительным в части отнесения к эксплуатационным лесам, лесов ООПТ – регионального природного парка и нарушения нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров
Премия рунета 2017

Признание лесохозяйственного регламента недействительным в части отнесения к эксплуатационным лесам, лесов ООПТ – регионального природного парка и нарушения нормативов обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров

Регион: Ленинградская область
Год: 2019
Категория: судебное

Краткое описание 

Приказами комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 26.01.2015 года № 9,  24.07.2015  года № 55 внесены изменения в приказ комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 19.12.2008 года  №169 об утверждении лесохозяйственного регламента Тихвинского лесничества Ленинградской области. В результате изменений к эксплуатационным лесам были отнесены леса, включенные в границы особо охраняемой природной территории природного парка Ленинградской области «Веппский лес»  и нарушены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Некоммерческие природоохранные организации замечая расхождения в регламентах обращаются в природоохранные прокуратуры своих регионов и довольно часто после  проверки заявлений общественности, прокуроры обращаются в суд действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц для признания  таких Лесохозяйственных регламентов в части или полностью недействительными. 

В 2028 году заместитель прокурора Ленинградской области обратился в суд  с административном исковым заявлением о признании положений лесохозяйственного регламента Тихвинского лесничества Ленинградской области в части включения в эксплуатационные леса конкретных кварталов лесничеств, которые входят в состав особо охраняемых природных территорий и таблиц с нормативами обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, недействующими. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

 В данном деле мы видим очень успешный опыт направления общественностью  обращения в прокуратуру.

Результат 

В результате предпринятых действий –  обращение в прокуратуру – удалось добиться, чтобы прокуратура    области вступила в суде заявителем. 

Административное исковое заявление заместителя Прокурора  Ленинградской области было удовлетворено.

 Решением Ленинградского областного суда от 24 апреля 2018 года  административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Лесохозяйственный регламент Тихвинского лесничества Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 19.12.2008 №169 (в редакции от 24.07.2015), признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части:

  • отнесения к эксплуатационным лесов, находящихся на особо охраняемой природной территории регионального значения «Веппский лес»;
  • графы таблиц устанавливающие нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для следующих видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых(песок, глина, гравий и др. твердые полезные ископаемые); выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ по разработке месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Лесохозяйственный регламент — документ, который является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.  Он содержит свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к территории и определяет правовой режим лесных участков. Если в регламенте неправильно указаны виды использования то  это, например, может привести к рубкам на особо охраняемых территориях, или иному нецелевому использованию, ухудшающему окружающую среду.

В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны разрабатываться лесохозяйственные регламенты лесничества или лесопарка на срок до 10 лет. В соответствии с ч.6 ст.87 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ – лесохозяйственный  регламент обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту,воспроизводство лесов в границах лесничества.

В лесохозяйственном регламенте устанавливаются:

  • виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
  • возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
  • ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
  • требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Ежегодные возможные объёмы использования лесов по видам использования определены на срок действия лесохозяйственного регламента и должны обеспечить:

  • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических и других полезных свойств леса в интересах здоровья человека;
  • многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  • воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту;
  • рациональное использование земель лесного фонда;
  • повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
  • сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов Федерации, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает лесохозяйственные регламенты:

  • лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • лесничеств, лесопарков на землях обороны и безопасности;
  • лесничеств, лесопарков на землях особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Органы государственной власти субъектов Федерации утверждают лесохозяйственные регламенты в случаях, не относящихся к вышеуказанным.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений". 

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (пункт «д»), лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт «к»). 

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 111Лесного кодекса РФ одной из категорий защитных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, относятся к землям особо охраняемых территорий. 

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ).

Постановлением Губернатора Ленинградской области от 14.09.1999 №302-пг «Об организации природного парка «Веппский лес» в Ленинградской области» придан статус природного парка территории площадью 190 тысяч гектаров в Бокситогорском, Лодейнопольском, Подпорожском и Тихвинском районах Ленинградской области. 

Отнесение лесных кварталов, включенных в состав природного парка Ленинградской области «Веппский лес», к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий. Данные нарушения законодательства, напрямую затрагивают интересы Российской Федерации как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Ленинградской области, на сохранение благоприятной окружающей среды.

Регламент был принят  с другими нарушениями федерального законодательства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ).

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся в том числе природные парки

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 14 марта 1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков.

В оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на этих территориях, отнесены к эксплуатационным лесам, а не к защитным, что противоречит, положениям Лесного кодекса Российской Федерации. В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации.

Кроме этого,  нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров,  в регламенте  были установлены с нарушением требований:

  • части 2 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации;
  • Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», нормативы, установленные приказом Минприроды Российской Федерации от 28.03.2014 №161;
  • Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 марта 2014 г. N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов". 

Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов отражено в карте-схеме 3.1, являющейся составной частью регламента.

В таблице регламента отражены нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса при других видах использования. 

В силу п.п.39, 41 ст.81 Лесного кодекса Российской Федерации, п.5.4.4 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736 отнесение лесов к защитным лесам, выделение особо защитных лесных участков, установление и изменение их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам, установление и изменение их границ является исключительным полномочием Рослесхоза.

На основании ч.7 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров для лиц, использующих леса, утверждены приказом Минприроды России от 28.03.2014 №161.

Критерии разграничения нормативов, регламента для видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых(песок, глина, гравий и др.твердые полезные ископаемые), а также критерии разграничения нормативов, для следующих видов использования лесов: выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности не соответствуют требованиям названного приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161.

Так, частью 4 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности установлены нормативы для следующих групп:

  • до 500 га арендованной площади;
  • от 500 до 3500 га, а свыше - на каждые последующие 3000 га арендованной площади.

Однако, графами таблицы регламента для лиц, осуществляющих научно-исследовательскую и образовательную деятельность нормативы установлены по иным критериям:

  • до 50 га арендованной площади;
  • на каждые 50 га (при арендованной площади свыше 50 га).

Частью 4 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по геологическому изучению недр определены нормативы в зависимости от площади арендованного участка:

  • до 500 га;
  • на каждые последующие 500 га арендованной площади.

Между тем, в Регламенте для лиц, использующих леса для выполнения работ по геологическому изучению недр нормативы установлены по иным критериям:

  • до 50 га арендованной площади;
  • на каждые 50 га (при арендованной площади свыше 50 га).

В части 4 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по разработке месторождений полезных ископаемых (песок, глина, гравий и др.твердые полезные ископаемые) установлены следующие нормативы для следующих групп:

  • до 500 га;
  • на каждые последующие 500 га арендованной площади.

Однако, в регламенте для названного вида использования лесов, нормативы установлены по иным критериям:

  • до 10 га арендованной площади;
  • на каждые 10 га (при арендованной площади свыше 10 га).

Частью 5 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по разработке месторождений торфа, установлен норматив на 1 объект(до 500 га).

В регламенте же  норматиы для данного вида использования лесов установлен при выполнении работ на 1 объект площадью до 50 га.

В части 5 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для выполнения работ по разработке месторождений нефти и газа установлены нормативы для данных групп:

  • до 3500 га;
  • на каждые последующие 3500 г (при арендованной площади свыше 3500 га).

Однако,  в регламенте для указанного вида использования лесов установлены иные критерии:

  • до 500 га арендованной площади;
  • на каждые 500 га (при арендованной площади свыше 500 га).

Согласно части 5 приложения 2 к приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161 для лиц, использующих лесные участки для осуществления религиозной деятельности, установлен норматив для 1 объекта, площадью до 5000 га.

В регламенте норматив для данного вида использования лесов установлен при выполнении работ на 1 объект площадью до 50 га.

Таким образом, в регламенте для видов использования лесов: осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение работ по геологическому изучению недр, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых (песок, глина, гравий и др. твердые полезные ископаемые), а также критерии разграничения нормативов, для следующих видов использования лесов: выполнение работ по разработке месторождений торфа, выполнение работ месторождений нефти и газа, осуществление религиозной деятельности, противоречат ч. 7 ст.53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 №281 «О мерах противопожарного обустройства лесов» и  приказу Минприроды России от 28.03.2014 №161.

В результате отнесения этим лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав природного парка, в границах названных особо охраняемых природных территорий разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит целям создания ООПТ и нарушает права лиц, проживающих на Ленинградской области, на сохранение благоприятной окружающей среды.

Для защиты окружающей среды, в данном случае леса, особо охраняемых природных территорийобщественность воспользовалась правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  4. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов). 

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, которой установлены основные принципы лесного законодательства: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве;  использование лесов по целевому назначению (п.п.2, 7, 9);
  3. Статью 5 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" об участии граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий и учете их предложений;
  4. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. 

Рекомендации

Старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются аналогичными проблемами. 

Документы

  1. Решение Ленинградского областного суда от 24 апреля 2018 года.