Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Признание лесохозяйственного регламента недействительным в части отнесения к эксплуатационным лесам, лесов находящиеся на территории ООПТ – национального парка и 6 региональных заказников
Премия рунета 2017

Признание лесохозяйственного регламента недействительным в части отнесения к эксплуатационным лесам, лесов находящиеся на территории ООПТ – национального парка и 6 региональных заказников

Регион: Приморский край
Год: 2015
Категория: судебное

Краткое описание 

2 апреля 2012 года приказом управления лесного хозяйства Приморского края от № 363 были утверждены лесохозяйственные регламенты Владивостокского, Уссурийского, Верхне-Перевальнинского, Тернейского, Рощинского и Кавалеровского лесничеств Приморского края, куда в качестве эксплуатационных лесов были включены  лесные кварталы национального парка «Земля леопарда», государственных природных биологических (зоологических) заказников краевого значения «Полтавский», «Среднеуссурийский», «Лосиный», «Таежный», «Васильковский», государственного природного ландшафтного заказника краевого значения «Верхнебикинский», являющихся особо охраняемыми природными территориями, что закреплено в положениях о них.

Таким образом, в результате неправомерного отнесения Регламентом лесных участков особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам, не соответствует целям создания  ООПТ и нарушает права лиц, проживающих на территории  Приморского края на сохранение благоприятной окружающей среды.

Некоммерческие организации замечая расхождения в регламентах обращаются в природоохранные прокуратуры своих регионов и довольно часто после  проверки заявлений общественности, прокуроры обращаются в суд действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц для признания  таких Лесохозяйственных регламентов в части или полностью недействительными. 

В 2015 году заместитель прокурора  Приморского края обратился в суд с административным иском о признании положений лесохозяйственных регламентов в части включения в эксплуатационные леса конкретных кварталов лесничеств, которые входят в состав названных особо охраняемых природных территорий, не действующими в связи с тем, что это противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт направления общественностью  обращения в прокуратуру.

Результат 

В результате предпринятых действий –  обращение в прокуратуру – удалось добиться, чтобы прокуратура   края вступила в суде заявителем. 

Административное исковое заявление заместителя Прокурора  Приморского края было удовлетворено. Суд признал недействующим со дня вступления в законную силу решения суда положений лесохозяйственных регламентов, утвержденных приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 363, в части включения в него лесных кварталов находящихся на территориях особо охраняемых природных территорий края.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Лесохозяйственный регламент — документ, который является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.  Он содержит свод нормативов и параметров комплексного освоения лесов применительно к территории и определяет правовой режим лесных участков. Если в регламенте неправильно указаны виды использования то  это, например, может привести к рубкам на особо охраняемых территориях, или иному нецелевому использованию, ухудшающему окружающую среду.

В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны разрабатываться лесохозяйственные регламенты лесничества или лесопарка на срок до 10 лет. В соответствии с ч.6 ст.87 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ – лесохозяйственный  регламент обязателен для исполнения гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту,воспроизводство лесов в границах лесничества.

В лесохозяйственном регламенте устанавливаются:

  • виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 ЛК РФ;
  • возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
  • ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 ЛК РФ;
  • требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Ежегодные возможные объёмы использования лесов по видам использования определены на срок действия лесохозяйственного регламента и должны обеспечить:

  • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно гигиенических и других полезных свойств леса в интересах здоровья человека;
  • многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
  • воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрану и защиту;
  • рациональное использование земель лесного фонда;
  • повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использование достижений науки, техники и передового опыта;
  • сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов являются переданным полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов Федерации, на осуществление которого средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает лесохозяйственные регламенты:

  • лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • лесничеств, лесопарков на землях обороны и безопасности;
  • лесничеств, лесопарков на землях особо охраняемых природных территорий.

Органы местного самоуправления утверждают лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности.

Органы государственной власти субъектов Федерации утверждают лесохозяйственные регламенты в случаях, не относящихся к вышеуказанным.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений должны быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 27 февраля 2017 г. N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений". 

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (пункт «д»), лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт «к»). 

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 1 части 2 статьи 111Лесного кодекса РФ одной из категорий защитных лесов являются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, относятся к землям особо охраняемых территорий.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ).

На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса РФ).

Согласно статье 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 названного Федерального закона в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением (помимо прочих): а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности; б) особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма; в) рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.

На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации (подпункт «е» пункта 2 статьи 15 названного Федерального закона). 

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 названного Федерального закона).

Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181 (в редакции от 12.03.2008 действовавшей на тот момент) «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, относятся к защитным лесам (пункт 2); они используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В них запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (пункт 3). В лесах, расположенных на территориях комплексных (ландшафтных), биологических (ботанических и зоологических), палеонтологических, гидрологических, геологических государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено положением о соответствующем государственном природном заказнике (пункт 8).

Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2012 г. № 282 на территории Приморского края учрежден национальный парк «Земля леопарда», который отнесен к ведению Минприроды России.  Кроме того, на территории Приморского края образованы государственные природные биологические (зоологические) заказники краевого значения «Полтавский», «Таежный», «Васильковский», «Лосиный», «Среднеуссурийский», государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский». Все заказники являются особо охраняемой природной территорией; образованы в целях сохранения численности редких и исчезающих видов диких животных и растений.

Режим их особой охраны, закрепленный разделами 4 Положений о каждом из заказников, запрещает на их территории любую деятельность, если она противоречит целям заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам; запрещает проведение рубок лесных насаждений, за исключением мероприятий по уходу за лесами. Данные разделы Положений о заказниках предусматривают, что ограничения использования лесов, предусмотренные Положениями, обязаны быть учтены в лесохозяйственном регламенте.

Из сопоставления лесохозяйственных регламентов Владивостокского, Уссурийского, Верхне-Перевальнинского, Тернейского, Рощинского и Кавалеровского лесничеств Приморского края и Положения о национальном парке «Земля леопарда», Положений о заказниках «Полтавский», «Таежный», «Васильковский», «Лосиный», «Среднеуссурийский», «Верхнебикинский» следует, что указанными регламентами к эксплуатационным лесам отнесены леса, расположенные, в том числе, на особо охраняемых природных территориях названных национального парка и государственных заказников, что противоречит целям их создания, положениям федерального лесного, земельного и природоохранного законодательства о правовом режиме особой охраны территорий национальных парков, государственных природных заказников и защитном характере лесов, расположенных на них. 

В силу части 3 статьи 12 Лесного кодекса РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов, т.е. с осуществлением всех видов использования, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, что недопустимо применительно к особо охраняемым природным территориям и расположенным на них защитным лесам.

Леса национального парка и государственных заказников относятся к защитным в силу закона - приведенных выше норм федерального лесного, земельного и природоохранного законодательства. 

Таким образом,  при утверждении Лесохозяйственных регламентов были нарушены положения требования федерального законодательства:  части 3 статьи 12, части 1, пункта 1 части 2, части 5 статьи 102 (действовавших на тот момент, в настоящее время это статья 111), частей 1, 3 статьи 103  действовавших на тот момент, в настоящее время это статья 111) Лесного кодекса РФ, частей 1, 6 статьи 94 Земельного кодекса РФ, статьи 12, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пунктов 2, 3, 8 приказа Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007 г. № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» 

Для защиты окружающей среды, в данном случае леса, особо охраняемых природных территорийобщественность воспользовалась правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  4. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов).

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 1 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, которой установлены основные принципы лесного законодательства: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве;  использование лесов по целевому назначению (п.п.2, 7, 9);
  3. Статью 5 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" об участии граждан, а также общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, в организации, охране и использовании особо охраняемых природных территорий и учете их предложений;
  4. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Проведение общественного экологического контроля является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур и способствует реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 

Рекомендации

Старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются аналогичными проблемами.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество;
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении;
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Документы 

  1. Решение Приморского краевого суда от 26 ноября 2015 г.  по делу № 3а-155/2015 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Приморского края о признании недействующими в части положений лесохозяйственных регламентов Владивостокского лесничества Приморского края, Уссурийского лесничества Приморского края, Верхне-Перевальнинского лесничества Приморского края, Тернейского лесничества Приморского края, Рощинского лесничества Приморского края, Кавалеровского лесничества Приморского края, утвержденных приказом управления лесным хозяйством Приморского края от 2 апреля 2012 г. № 36.

Ссылки

  1. Приморский краевой суд Решение от 26 ноября 2015 г.  по делу № 3а-155/2015