Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Проект «Красноярск.Небо» (общественный мониторинг состояния окружающей среды).

Регион: Красноярский край
Год: 2017-2020
Категория: не судебное

Краткое описание  

Сеть общественного мониторинга качества воздуха в Красноярске была запущена в 2017 году - проект «Красноярск.Небо». Целью создания системы авторы проекта называют повышение осведомленности о проблеме и обеспечение доступа к данным о местном качестве воздуха. 

Сеть состоит из датчиков (небольшие компактные устройства), которые жители городов устанавливают у себя за окном. Датчики измеряют концентрацию в воздухе РМ 2.5 – это мельчайшие частицы, которые содержатся в выбросах от сжигания угля, автомобильных выхлопах и появляются в воздухе вместе с другими вредными веществами. Этот параметр служит маркером для определения уровня загрязнения воздуха в целом, является параметром для оценки качества воздуха и его угрозы для здоровья человека.

Система также принимает данные мониторинга других загрязнителей от партнеров. Для объединения данных используется Индекс качества воздуха (AQI) – система для перевода сложных измерений концентрации загрязняющих веществ в одну простую для понимания шкалу, отражающая риск для здоровья, связанный с загрязнением атмосферного воздуха. Формула индекса обычно учитывает до 6 основных загрязнителей (PM2,5, PM10, монооксид углерода, диоксид серы, диоксид азота и приземный озон) и рассчитывает соответствующий риск для здоровья (или количество AQI) для каждого из них в любой момент времени. Индекс на конкретный момент времени определяется самым «опасным» загрязнителем. На шкале AQI значения колеблются от 0 до 500 (0 – чистый воздух, 500 – максимальное загрязнение). Приемлемыми считаются значения от 0 до 50, небезопасными – свыше 100, а опасными для здоровья – свыше 300. 

Полученные данные отражаются на карте, размещенной на сайте https://ru.nebo.live/  в режиме реального времени. Помимо основного сайта есть мобильное приложение. На карте отражаются также и данные по другим городам – Новокузнецку, Томску, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Москве. Такие данные могут использоваться для информационных и личных целей.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Мониторинг, сбор и распространение информации, создание интерактивной карты загрязнений и мобильного приложения, развитие сообщества в соцсети Instagram. 

Результат действий

На сайте в реальном времени отображается информация о качестве воздуха в городе.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В числе прочего граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

В связи с вопросами к работе системы и деятельности по мониторингу качества атмосферного воздуха со стороны природоохранной прокуратуры Красноярского края, а также намерением Росгидромета оштрафовать основателя проекта за отсутствие лицензии на мониторинг качества воздуха, юристом Центра антикоррупционной политики партии «Яблоко» в Минприроды России был направлен запрос. В ответе на запрос Минприроды разъясняет, что мониторинг гражданами состояния и загрязнения окружающей среды не относится к деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и в этой связи лицензированию не подлежит. В связи с этим такие данные могут использоваться только для личного пользования (не могут предоставляться за плату), а также не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Однако полученная информация, в случае выявленного датчиками превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе может быть использована для обращения в контролирующие органы для проведения официальных замеров и проведения проверок.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Сигнальная сеть загрязнения воздуха в режиме реального времени 
  2. Минприроды сообщило о праве граждан на мониторинг воздуха без лицензии 
  3. Выпуск журнала «Экология и право», посвященный вопросам загрязнения воздуха
  4. Выпуск журнала «Экология и право», посвященный открытой экологической информации


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.