Мы хотим, чтобы сайт WWF был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю
Панда-подарки Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Проект «Усынови заказник»

Регион: Алтайский край
Год: 2006-2016
Категория: не судебное

Описание проблемы:

В Алтайском крае самый многочисленный, занимающий самую большую площадь и самый разнообразный по функциям и режимам охраны вид ООПТ представляют заказники. Большинство заказников создано без изъятия земель, то есть территории заказников остаются под управлением прежних землепользователей с наложением ограничений на определённые виды хозяйственной деятельности (например, охота, вырубка леса и т. д.). Во многих районах население даже не подозревает, что на их территории располагается заказник. Значительная часть ООПТ обеспечена охраной только на бумаге, а в реальности происходит и массовое браконьерство, и загрязнение мусором, и вытаптывание полян, и рубка деревьев.

Предпринятые действия:

Мероприятия по организации, охране и использованию ООПТ, содействие развитию системы ООПТ. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» граждане и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, вправе оказывать содействие и направлять предложения для учета органам государственной власти и местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. 

В 2006 году в Алтайском крае стартовала программа «Усынови заказник». Её основной целью является оказание практической помощи ценным и особо охраняемым природным территориям. В рамках программы школьники устанавливают шефство над близлежащей ООПТ или территорией с высоким биологическим разнообразием. Название «Усынови заказник» предложено Лорой Вильямс, которая начала организовывать это важное дело в школах Брянской области. Координатором программы на Алтае в настоящее время является общественная организация «Экологический актив», а ранее им являлось Геблеровское экологическое общество. 

Реализация программы осуществляется в форме конкурсов, каждый из которых включает в себя три направления: исследования, практическую часть и экологическое просвещение. Важным звеном в работе школьных экологических групп является их сотрудничество с представителями власти. Многие тесно и плодотворно работают с сельскими депутатами, районными экологами, егерями заказников, часто работа идёт с привлечением местных охотпользователей и лесопользователей. Всю ценную информацию о своих подшефных территориях школьные группы передают в соответствующие природоохранные учреждения для выделения особо защитных участков в заказниках, подготовки материалов при переиздании региональной Красной книги. 

Участники программы проводят исследования на своих подшефных территориях, занимаются поиском новых мест обитания редких и исчезающих видов растений и животных, а также ведут мониторинговые наблюдения за уже известными популяциями и объектами. Мониторинг позволяет своевременно выявлять угрозы редким видам, предупреждать и устранять нарушения природоохранного законодательства, выделять зоны особой охраны в региональных заказниках и особо защитные участки лесов. Каждое натуралистическое наблюдение участники конкурса подтверждают фотодокументом, для большинства встреч также при помощи GPS-навигатора фиксируют точные географические координаты.

Результат:

В 2016 году, к моменту переиздания Красной книги Алтайского края, активисты краевой программы «Усынови заказник» обобщили все сведения по редким видам, которые удалось собрать в предыдущие годы, и передали их в редакционную коллегию. Благодаря активной работе школьников и учителей в Алтайском крае было обнаружено более 50 новых мест обитания редких видов растений и животных, которые вошли в новое издание региональной Красной книги. В их числе были и виды, для которых школьники впервые документально подтвердили встречи в Алтайском крае, предоставив фотографии и точные географические координаты своих удивительных находок. Таким образом под охрану была взята минога сибирская, обнаруженная на р. Катунь в Алтайском районе.

В 2017 году школьниками предоставлены сведения по 68 редким видам животных и 40 видам растений. В 2018 году количество наблюдений значительно выросло: 76 видов животных и 50 – растений, соответственно. В настоящий момент проводится работа по верификации собранных сведений о встречах редких видов в 2019 году. Кроме того, все верифицированные наблюдения с указанием авторов попадают в электронную базу данных по редким видам растений и животных ВЕБ-ГИС «Красная книга Алтайского края», которая используется региональным Минприроды в работе с 2011 года.

В настоящее время на территории Алтайского края в рамках программы «Усынови заказник» установлено шефство над природными территориями и налажена научно-исследовательская и природоохранная работа 25 школьных групп в 17 районах, «усыновлены» 13 заказников и 7 памятников природы, 1 ключевая орнитологическая территория и 9 ценных природных территорий. 

За время работы программы в Алтайском крае одним из важных достижений стало создание в 2014 году памятника природы краевого значения «Горы Берёзовая и Вересковая» школьной командой «Борцы экологического движения» из Айской СОШ (с. Ая, Алтайский район). В 2019 году в Алтайском крае были созданы ещё четыре памятника природы краевого значения: «Озеро Займище» (Школьное объединение «Друзья Природы» из с. Нечунаево Шипуновского района), «Голубцовские склоны» (Детский туристический отряд «Караван» из с. Зудилово Первомайского района), «Трунов луг и болото Комовское» (Школьное лесничество «Учебно-исследовательская лаборатория» из с. Малая Шелковка Егорьевского района) и «Калиновский колок» (Школьная команда «Ковылёк» из с. Верхняя Суетка Суетского района). Школьники и учителя приняли самое активное участие в этой работе, собирая первичный материал о природных особенностях территории, её достопримечательностях, местах встреч и находок редких и исчезающих видов, а также о существующих и потенциальных угрозах для ценных природных объектов. 

Также в течение 2019 года по инициативе и при активном содействии и участии детских экологических объединений ещё для 5 территорий подготовлены материалы комплексного экологического обследования участков, обосновывающие придание им статуса памятника природы краевого значения: «Озеро Дальнее» в Первомайском районе, «Лысая горка» и «Кандычий Лог» в Косихинском районе (Детский туристический отряд «Караван» из с. Зудилово Первомайского района), «Лог Арбанак» в Алтайском районе (Эколого-краеведческий кружок «Юннат» из с. Сараса Алтайского района) и «Долина реки Каменки» в Алтайском районе (Эколого-краеведческий кружок «Я – исследователь!» из с. Алтайское Алтайского района).

Комментарии:

Природоохранное законодательство России дает хорошие возможности для практической охраны природы. Создание и сохранение особо охраняемых природных территорий – эффективный инструмент для защиты ценных участков дикой природы, поддержания биологического разнообразия и охраны редких видов растений и животных. Работа по расширению сети региональных ООПТ в Алтайском крае стала возможной только благодаря привлечению и активной работе школьных групп, с которыми тесно сотрудничали и поддерживали их на каждом этапе общественные организации – «Экологический актив» и «Геблеровское экологическое общество».

В приведенном примере реализованы возможности, предоставляемые гражданам и некоммерческим организациям статьей 5 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. 

Положительный опыт программы «Усынови заказник» показывает, что работу по изучению природы силами инициативных школьных экологических групп необходимо вести на систематическом уровне и постоянной основе. Поскольку такой подход даёт практические результаты, а соответственно поддерживает и мотивацию молодёжи. Для того, чтобы организовать интересную и полезную для природы работу силами школьников, необходимо наличие постоянной подшефной территории, ценной с природоохранной точки зрения, и круглогодичная систематическая работа, организованная на конкурсной основе с учётом сезонных особенностей. Силами школьников под руководством учителей биологии и географии можно достигать научно-значимых и природоохранных результатов, при условии помощи и/или при сотрудничестве с профильными специалистами: преподавателями естественнонаучных факультетов ВУЗов, сотрудниками НИИ, специалистами природоохранных структур, общественных экологических организаций. 

Ссылки:

Страница программы «Усынови заказник» во Вконтакте:  https://m.vk.com/usynovi_zakaznik

Сайт экологического проекта «Усынови заказник»: http://usynovizakaznik.blogspot.com/

Youtube-канал программы «Усынови заказник»: https://www.youtube.com/channel/UC88bjeGlB62DPlskdo4FIj