Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Рейтинги открытости экологической информации

Регион: Россияйская Федерация
Год: 2014-2020
Категория: не судебное

Краткое описание

В 2020 году «Рейтинг экологической открытости нефтегазовых компаний» был представлен в седьмой раз. Независимые эксперты WWF России, Национального рейтингового агенства (НРА) и Creon Group тщательно изучили раскрываемость аварийных ситуаций и нефтеразливов. Рейтинги уделяют особое внимание авариям и инцидентам на предприятиях, а также тому, насколько полно и своевременно компании делятся такой информацией. При расчете рейтингов готовятся карты аварийных и спорных экологических ситуаций. За свои семь лет существования рейтинг зарекомендовал себя в среде нефтегазовых компаний как инструмент общественного наблюдения и самоконтроля.

В 2020 году в евразийском «Рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний» представлены 18 российских нефтегазовых компаний с объёмом добычи нефти и газового конденсата свыше 2 млн тонн, а также 14 предприятий из Казахстана (от 0,5 млн тонн добычи в год) и две компании Азербайджана (от 0,1 млн тонн добычи в год).

Хотя 2020 год запомнился резонансными авариями, в то же время экологическая открытость компаний-участников рейтинга продолжает расти, а 2020 год стал рекордным с точки зрения соперничества вокруг первых мест. Еще никогда лидеров первой «пятерки» среди российских нефтегазовых компаний не разделяла столь незначительная разница по общему баллу. Небольшие снижения показателей по одному или двум критериям сыграли определяющую роль в общем расчете, а острое соперничество нефтегазовых компаний за экологическую прозрачность привела к полной смене «тройки» лидеров. 

«Возрастающая конкуренция среди участников рейтинга за лидирующие позиции и активный диалог между представителями нефтегазовой отрасли и общественностью являются неоспоримыми свидетельствами того, насколько эффективно данный проект оказывает влияние на повышение открытости целой отрасли с точки зрения раскрытия экологически значимой информации», - считает Виктор Четвериков, управляющий директор по проектам развития НРА. 

Ежегодный рейтинг открытости экологической информации горнодобывающих и металлургических компаний проводится с 2015 года. Расчет Рейтинга проводится на основании методики, разработанной WWF России, проект осуществляется при поддержке Европейского Союза и Программы ООН по окружающей среде.  

В 2020 году впервые с начала реализации проекта, раскрытие компаниями количественных показателей стало достаточным для того, чтобы организаторы смогли провести расчет по второму разделу методики (воздействие на окружающую среду), опираясь на среднеотраслевые показатели.

В связи с аварией ТЭЦ Норникеля на Таймыре компания в расчет рейтинга 2020 года не включена. Такие меры будут применяться к любому участнику, ставшему виновником масштабных нарушений в области прав граждан и/или природоохранного законодательства.

Основная цель исследования – повышение экологической ответственности горнодобывающего и металлургического сектора. Участники рейтингов открытости экологической информации стараются вести свою работу более прозрачно не только из-за угрозы штрафных санкций, большую роль в этом играет конкуренция между компаниями за место в рейтинге. Например, соревнуясь друг с другом в этом году, предприятия начали активнее раскрывать экологически значимую информации на своих сайтах, улучшив тем самым показатели за прозрачность.

В 2020 году в рейтинге приняли участие 40 компаний, представляющих крупнейшие предприятия по добыче полезных ископаемых в России. Работа над исследованием ведется круглый год, так что для общественности, экологов и компаний рейтинг становится площадкой, где обсуждаются насущные экологические проблемы отрасли.

Расчет рейтинга традиционно провел аналитический центр Национального рейтингового агентства по оригинальной методике, разработанной Всемирным фондом дикой природы (WWF).

Рейтинг состоит из трех разделов: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду и раскрытие информации. Расчет производится по всем сегментам – от обустройства месторождения и добычи до переработки полезных ископаемых. Особое место в Рейтинге уделяется авариям и спорным ситуациям. Инциденты в течение года наносятся на специальную карту. Эти данные приходят как от надзорных госорганов, так и от местных жителей, активистов и НКО. 

В 2019 году к традиционным рейтингам открытости экологической информации НГК и ГДК добавилось аналогичное исследование для предприятий в области топливной энергогенерации. Эта отрасль одна из наиболее закрытых на сегодняшний день.

Пилотный рейтинг вышел в 2019 году. Тогда в исследовании приняли участие 15 крупнейших компаний отрасли, в этом году их число увеличилось до 18. Степень открытости каждого предприятия эксперты оценят по 23 критериям.

Начиная с 2019 года расчет рейтингов осуществляется в рамках проекта WWF «Люди – природе», который реализуется при поддержке Европейского Союза. Благодаря грантовым и образовательным программам проекта к сбору информации для рейтингов присоединились некоммерческие организации из Хабаровского Края, Амурского региона, Енисейской Сибири и Алтая. Вовлечение независимых организаций в разных регионах помогает повысить качество и скорость сбора информации об экологических конфликтах, которая в дальнейшем используется при расчетах рейтингов и взаимодействии с компаниями. Одним из важнейших инструментов общественного мониторинга промышленных загрязнений, используемых активистами, становятся спутниковые снимки, позволяющие изучать данные дистанционно. Благодаря новым технологиям экологи получают возможность следить за удаленными районами, куда ранее доступ был затруднен, а также собирать данные как оперативно, выявляя новые загрязнения, так и ретроспективно, оценивая ситуацию по историческим снимкам.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Мониторинг, сбор информации из открытых источников, расчет рейтингов по специально разработанной методике.

Результат действий

Конкуренция между компаниями соответствующей отрасли за первые места в рейтингах способствует их большей экологической открытости и ответственности.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Статья 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В числе прочего граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – закон об информации) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в частности, на принципе свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Установление ограничений доступа к информации только федеральными законами. 

Закон об информации предусматривает, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Информация, размещаемая ее обладателями в сети «Интернет» в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.

Ссылки

  1. В рейтинге открытости экологической информации нефтегазовых компания сменились лидеры 
  2. Проект «Здравый смысл»
  3. Рейтинг ГДК 2020: итоги, проблемы и решения 
  4. Рейтинг открытости экологической информации горнодобывающих и металлургических компаний
  5. Рейтинги открытости экологической информации ГДК и ЭГК: расчет по подотраслям и санкции за масштабный вред природе 
  6. VII рейтинг открытости экологической информации НГК: фокус на общественный контроль