Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и законодательства об охране атмосферного воздуха (лесные пожары)

Регион: Иркутская область
Год: 2019
Категория: не судебное

Краткое описание

В июне 2019 года в Восточной Сибири начались пожары.  На севере Иркутской области  горели  миллионы гектаров тайги. Более 100 поселений в восьми районах области были охвачены дымом от лесных пожаров. У жителей региона  начались проблемы со здоровьем, транспортное сообщение с отдаленными городами было прервано. 

На обращения граждан чиновники заявили, что случаев высокого и экстремально высокого загрязнения на постах государственной наблюдательной сети не зарегистрировано, предельная концентрация вредных веществ не превышена.

Основную часть пожаров при этом  не тушили, говорили об экономической нецелесообразности тушения  и ссылались на Приказ  Министерства природных ресурсов позволяющий региональным комиссиям решать, где можно не тушить лес, если огонь не угрожает населению, а прогнозируемый ущерб меньше планируемых затрат на борьбу с пожарами.

Опасаясь за свои жизни и здоровье, граждане стал обращаться в различные органы  исполнительной власти, прокуратуру, к уполномоченному по правам человека, Президенту РФ, создали петиция с требованием потушить пожары в Сибири, которая набрала более 1,2 млн подписей. Люди сообщали о труднопереносимом запахе гари, смоге от лесных пожаров и превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе на территории населенных пунктов, просили ввести ЧС и спасти от огня и дыма леса, людей и животных.

Площадь лесных пожаров в Иркутской области к концу июля достигла 448 тыс. га. Всего в Приангарье и Красноярском крае огнем было уже охвачено около 1,3 млн га леса. Дым от пожаров в Восточной Сибири накрыл города Западной Сибири. Но региональные власти и МЧС  продолжали уверять, что «небольшая дымка с запахом гари» безопасна. В Алтайском крае, Кузбассе и Новосибирской области был введен режим черного неба, предусматривающий сокращение выбросов промышленных предприятий.

Проверки, проведенные прокуратурой и правительством Иркутской области в том числе по запросу Уполномоченного, подтвердили обоснованность жалоб. Действительно зафиксированы превышения предельно допустимых максимальных разовых концентраций загрязняющих веществ, являющихся продуктами горения. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Гражданами были использованы  различные  методы: направление  коллективных обращений, создание петиции  и сбор подписей, освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, 

Результат действий

По выявленным фактам ненадлежащего осуществления полномочий по тушению лесных пожаров приняты меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Президент РФ  поручил выделить дополнительные средства и привлечь Минобороны к тушению пожаров. Ведомственная авиация ликвидировала очаги открытого возгорания.   

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Приказом  Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 июля 2014 г. N 313 "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров"  (пункт 8.1) Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации получили возможность прекращать, приостанавливать работы по тушению лесного пожара в зоне контроля лесных пожаров при отсутствии угрозы населенным пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинен.

При этом более 90% лесных пожаров в России происходят в так называемых «зонах контроля», где огонь не тушат. Это и привело к столь печальной ситуации, когда лесной пожар охватил несколько регионов и справиться своими силами они уже не смогли.

Дым от пожаров содержит токсичные газы, включая монооксид углерода (СО) и цианистый водород (HCN). Они создают смертельно опасность, способную привести к остановке сердца или вызвать рак спустя десятилетия. Ряд зарубежных и отечественных исследований убедительно доказывают: длительное воздействие угарного газа, даже в малых концентрациях, может вызвать серьезные повреждения в организме и привести к инфаркту, инсульту, пожизненной инвалидности и преждевременной смерти.

Загрязнение атмосферного воздуха продуктами горения, изменяет естественное соотношение газов, что негативно отражается на жизни и развитии биосферы. Лесные пожарища относят к одному из главных источников загрязнения.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания установлены ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». В случае их нарушений всегда возникает угроза окружающей среде, жизни и здоровью людей. 

В случае выявления нарушений к нарушителям применяется как минимум административные наказания в предусмотренных статьи 6.3 КоАП РФ в  виде штрафов  за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и приостановление деятельности в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Кроме того, КоАП  РФ предусмотрены и иные нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за которые предусмотрена ответственность (Статьи  6.4 - 6.7, 8.2, 8.21).

Если же нарушение санитарных правил по неосторожности повлекло массовое заболевание или отравление людей, либо смерть человека, то наступает уголовная ответственность предусмотренная ч.  статьей 236 Уголовного кодекса России. 

Основные аспекты  благоприятных условий жизнедеятельности человека установлены Федеральным закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Санитарно-эпидемиологическим благополучием населения  считается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. К факторам среды обитания  относят:  биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. А вредным воздействием на человека  является  воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

Статья 20 Закона установлены  санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях. К ним относятся: 

  • атмосферный воздух не должен оказывать вредное воздействие на человека;
  • критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами;
  • нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам; 

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам. В развитие этих положений законодательства разработано и утверждено  множество актов: гигиенические нормативы, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"  предусмотрена обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья (статья 27).  И право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (статья 23). А к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья Закон относит: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 16).

Государственный санитарно-эпидемиологический  надзор  осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Именно сюда и следует обращаться, если Вы считаете, что происходят нарушения природоохранного законодательства, оказывающие вредное влияние на ваше здоровье.

Для защиты окружающей среды и здоровья граждан, своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане воспользовались  правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированными:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  4. Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьями 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  5. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  6. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  7. Статьей 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению;
  8. Статьей 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия и здоровья граждан,  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Прикрепите фотографию или видео  нарушения.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. Используйте  положительный опыт других граждан и НКО.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства. 

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Если Вы обратились к Уполномоченному по правам человека, то по результатам рассмотрения он может: 

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубых или массовых  нарушениях конституционных  прав человека и гражданина Уполномоченный вправе:

  • выступить со специальным  докладом на очередном заседании Государственной Думы;
  • обратиться в Государственную Думу с предложением:   о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии и заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии;  о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в проводимых парламентских слушаниях. 

Кроме письменных обращений, граждане могут обратиться устно, иногда звонок на горячую линию компетентного органа ускорят решение вопроса. К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению, а также на  личном приеме. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления.

Ссылки

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека  2019 года;
  2. «Ребенка вырвало от гари»: как жители Иркутской области задыхаются из-за лесных пожаров 
  3. Пожары в Забайкалье: 18 пострадавших, почти 300 человек потеряли имущество
  4. Лесные пожары в Сибири прошли более 13 млн га с начала 2019 года. 
  5. Почему не тушат лесные пожары в Сибири
  6. Требуем ввести режим ЧС на всей территории Сибири по лесным пожарам! (июль 2019г) 
  7. Режим «черного неба» ввели в Западной Сибири
  8. Эксперт WWF рассказал об опасности смога от пожаров в Сибири 
  9. Советник главы Рослесхоза: Тушение пожаров самолетами в Сибири разорит нас 
  10. Иркутский губернатор «обеспокоен» задержанием министра лесного комплекса 
  11. Вред здоровью пожарных и спасателей: скрытая угроза 

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.