Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Снижение уровня шумового воздействия аэропорта Шереметьево

Регион: Москва, Московская область
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание

Осенью 2019 года  была введена в эксплуатацию третья взлетно-посадочная полоса аэропорта Шереметьево (далее — ВПП-3). В результате увеличилась интенсивность полетов. Что в свою очередь привело к  ухудшению условий проживания жителей городов Лобни и Химки Московской области, а также районов Митино, Куркино и Тушино города Москвы. Ухудшение  связанно с круглосуточным шумовым воздействием авиатранспорта при заходе самолетов на посадку над многоэтажной жилой застройкой. Низкочастотный шум самолетных турбин, оказывает психотропное воздействие на человека: при этом резко ухудшается когнитивная функция мозга, повышается артериальное давление.

Активисты замеряли шум от лайнеров, которые  летают круглосуточно — вместо 60 децибел, допустимым в вечернее время, оказалось 66-70. Кроме того,  деревни Дубровки и Перепечино оказались в санитарно-защитной зоне аэропорта и подлежали расселению, которое не было осуществлено.

Жители и  активисты  северных районов столицы, прилегающих к аэропорту, инициативная группа «Гражданский контроль Митино» обратились с жалобами  и обращениями начиная от Роспотребнадзора, Росавиации, администрации «Шереметьево» и заканчивая мэром и правительством Москвы и Московской области, в том числе к Уполномоченному по правам человека. Было собрано более 5000 подписей под специальным видео-обращением. Написали петицию на портал change.org.

Замеры активистов подтвердил Центр гигиены и эпидемиологии, который провел свои замеры шума в Митино по запросу Роспотребнадзора. Днем уровень звука превышен на 6 децибел, вечером — на 13. По факту превышения уровня шума Роспотребнадзор по Московской области привлек к административной ответственности АО «МАШ».

Также был реализован ряд мер по снижению шумового воздействия от полетов на жителей близлежащих населенных пунктов. 

Роспотребнадзору и руководству аэропорта Шереметьево было рекомендовано организовать проведение круглосуточного шумового мониторинга.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим очень успешный опыт  объединения граждан для защиты окружающей среды и своего здоровья. Гражданами и инициативными группами были использованы  различные  методы: направление  коллективных обращений и жалоб в различные  органы власти, контроля и надзора, освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, проведение массовых акций, митингов.

Результат действий

Благодаря активным действиям граждан было восстановлено  нарушенное право граждан на проживание в благоприятной окружающей среде, оставлено  негативное воздействие на окружающую среду, создающее угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Были определены новые параметры маршрутов вылета, позволившие уменьшить шум над территорией проживания населения. На аэродроме Шереметьево в ночное время с 23:00 ч. до 06:00 ч введены ограничения по взлету и посадке для самолетов, не соответствующих установленным требованиям уровня шума. 

Населенные пункты Дубровки и Перепечино, находящиеся в наибольшей близости к аэропорту, признаны санитарной зоной. Суд постановил выселить людей из этих деревень. 

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», АО «МАШ» и ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии» разрабатывают варианты новых схем маневрирования, исключающие полеты над территорией жилых застроек. 

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Шумовое загрязнение (акустическое загрязнение) — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Главным источником шумового загрязнения являются транспортные средства — автомобили, железнодорожные поезда, корабли и самолёты. В городах уровень шумового загрязнения в жилых районах может быть сильно увеличен за счёт неправильного городского планирования (например, расположение аэропорта в черте города), другими важными источниками шумового загрязнения в городах являются промышленные предприятия, строительные и ремонтные работы, автомобильная сигнализация, системы вентиляции, собачий лай, шумные люди и т. д.

Защита от негативного воздействия, вызванного шумовым загрязнением воздуха является Одним из аспектов права на благоприятную окружающую среду. Как следует из оценки ВОЗ, чрезмерный шум сегодня занимает значимое место среди ведущих экологических проблем, на которые все чаще указывает население. По данным экспертов, авиационный шум может привести к ухудшению слуха, стрессу, проблемам с концентрацией внимания, влияет на общий уровень сердечно-сосудистой заболеваемости. 

Уровень шума измеряется при помощи специальных приборов и техники. 

На территории Российской Федерации действуют специальные законы, которые защищают психологическое самочувствие и физическое здоровье граждан от громкого шума. В соответствии с этими законами уровень шума на рабочем месте, в квартире и на придомовой территории должен быть ограничен в соответствии с определенными требованиями, а в случае игнорирования этих правил к нарушителю могут быть применены штрафные санкции. 

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим охрану покоя граждан является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Санитарно-эпидемиологическим благополучием населения  считается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. К факторам среды обитания  относят: биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. А вредным воздействием на человека  является  воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Статьей 23 Закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям в соответствии, с которыми – жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Основным актом, регулирующим правило о соблюдении тишины, выступает СанПиН 2.1.2.2645-10 (Приложение № 3 к Постановлению Главного врача РФ № 64 от 10.06.2010). 

Факт нарушения устанавливается на основании контрольного замера шума с помощью специального прибора, определяющего уровень шума в помещении. На предприятиях контрольный замер осуществляют органы Роспотребнадзора во время планового или внепланового осмотра.

Превышение установленных нормативов считается нарушением санитарных правил. Однако в КоАП отсутствует единая специальная норма, устанавливающая ответственность за шум в домах и придомовых территориях в ночное время. Могут применяться лишь общие статьи 6.4. и 6.3.

На территории большинства субъектов РФ действуют следующие ограничения относительно уровня шума:

  • В дневное время (с 7 до 23 часов) средний уровень шума должен составлять не более 40 дБ. При этом периодически разрешается издавать звуки мощностью до 55 дБ;
  • В ночное время (с 23 до 7 часов) средний уровень шума должен составлять не более 30 дБ. 

Кроме того, каждый субъект Российской Федерации может  принять собственные правила, поэтому звуковой режим немного отличается в зависимости от того, в каком регионе вы проживаете. Например, в Москве действуют дополнительные правила. Во-первых, московское законодательство вводит термин "время тишины". Временем тишины называют 2 ежедневных интервала - с 19 часов вечера до 9 часов утра и с 13 до 15 часов дня.  При этом действуют дополнительные ограничения во время праздников. В государственные праздничные дни дневное время длится с 10 до 22 часов (а не с 7 до 23 часов), а в это время разрешается издавать звуки мощностью до 40 дБ с возможностью кратковременного повышения звука до 55 дБ. За нарушение вышеперечисленных правил предусмотрена административная ответственность по статье 3.13. Кодекса города Москвы об административных правонарушениях

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования Общие правила установления приаэродромной территории установлены статьей 47 Воздушного кодекса РФ . В  пунктах 2.9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указано, что  размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"  предусмотрена обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья (статья 27).  И право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (статья 23). А к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья Закон относит: защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (статья 16).

Государственный санитарно-эпидемиологический  надзор  осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Надзор направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Именно сюда и следует обращаться, если Вы считаете, что происходят нарушения природоохранного законодательства, оказывающие вредное влияние на ваше здоровье.

Для защиты окружающей среды и здоровья граждан, своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане воспользовались  правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированными:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  4. Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьями 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  5. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  6. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  7. Статьей 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  8. Статьей 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия и здоровья граждан,  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Прикрепите фотографию или видео  нарушения.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. Используйте  положительный опыт других граждан и НКО.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

 Если Вы обратились к Уполномоченному по правам человека, то по результатам рассмотрения он может: 

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубых или массовых  нарушениях конституционных  прав человека и гражданина Уполномоченный вправе:

  • выступить со специальным  докладом на очередном заседании Государственной Думы;
  • обратиться в Государственную Думу с предложением:   о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии и заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии;  о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Кроме письменных обращений, граждане могут обратиться устно, иногда звонок на горячую линию компетентного органа ускорят решение вопроса. К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению, а также на  личном приеме. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления. 

Ссылки

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека  2019 года;
  2. Жизнь у взлетной полосы: почему люди оказались в санитарно-защитной зоне Шереметьево?!
  3. Полоса расселения. Третью ВПП Шереметьево вводят, не расселив близлежащие деревни 
  4. Достучаться до небес: жители севера Москвы предъявляют серьезные претензии к аэропорту Шереметьево 
  5. Префект СЗАО пообещал направить официальные обращения по ситуации с самолетами над Митино 
  6. Шум турбин донесся до Лобни. Почему самолеты из Шереметьево стали пролетать прямо над жилыми домами 

 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.