Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Создание заказника краевого значения «Чарышская степь»

Регион: Алтайский край
Год: 2013
Категория: не судебное

Краткое описание

Заказник Чарышская степь был создан в Алтайском крае в 2013 году. 

Впервые экологи обратили внимание на территорию будущего заказника в 2002 году, когда приступили к обследованию крупнейших степных массивов Алтайского края. В дальнейшем полевые исследования с участием Алтайского госуниверситета и нескольких академических институтов Барнаула и Новосибирска проводились неоднократно. В результате стало ясно, что территория относится к числу наиболее ценных в природоохранном отношении.

Степи такого типа в Алтайском крае отличаются красочным травостоем, обладают высоким разнообразием видов растений и животных и формируют плодородные черноземные почвы. К сожалению, они были массово уничтожены распашкой и сохранились лишь отдельными фрагментами. Территория будущего заказника представляла собой ландшафтно-цельный и хорошо сохранившийся массив настоящих и луговых богаторазнотравных степей и по ряду критериев нуждалась в охране в первую очередь. Важнейшей природоохранной особенностью территории является так же и то, что она имеет особое значение для нескольких видов хищных птиц, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Алтайского края. 

В 2011-2012 годах велась работа непосредственно по созданию заказника – проводились полевые работы по обследования территории будущего заказника, результаты которых наряду с полученными ранее сведениями легли в основу эколого-экономического обоснования и проекта положения о заказнике. Обоснование для создания это особо охраняемой природной территории регионального значения было подготовлено сотрудниками Сибирского экологического центра с участием Геблеровского экологического общества и специалистов Алтайского университета (Барнаул) и Центрального сибирского ботанического сада (Новосибирск). Подготовленное обоснование было направлено главе района, чтобы получить поддержку проекта – это стандартная процедура, местные власти обязательно должны одобрить создание заказника. Глава района поддержал инициативу и стал содействовать созданию охраняемой природной территории. Администрация Шипуновского района сыграла сыграла очень важную роль, выйдя с инициативой создания заказника и обеспечив подготовку необходимых документов. Инициатива также была активно поддержана Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. 

Но помимо властей создание заказника поддержали жители Шипуновского района — в поддержку инициативы создания заказника высказались 1 187 человек. После того, как все документы для создания заказника были подготовлены, требовалось получить положительной заключение государственной экологической экспертизы, но в бюджете Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на ее проведение заложено не было. Благодаря усилиям экологов был организован сбор средств и необходимая сумма была оперативно собрана.

Без охранного статуса уникальная природная территория в будущем могла бы быть застроена или отдана под сельхозугодья.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Экологическое обследование территории, обоснование необходимости придания территории статуса особо охраняемой, подготовка необходимого пакета документов, обращение в органы власти.

Результат действий

23 апреля 2013 года губернатором Алтайского края подписано постановление администрации края № 223 «Об образовании государственного природного комплексного заказника краевого значения «Чарышская степь» в Шипуновском районе Алтайского края» общей площадью 5971 гектар.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Особенность приведенного примера состоит в том, что особо охраняемая природная территория была создана по инициативе НКО, а не органа государственной власти, имеющего соответствующие полномочия, но была поддержана властями.

Для создания любой ООПТ необходимо подготовить эколого-экономического обоснование, объясняющее необходимость придания особого охранного статуса определенной территории. Подготовка такого обоснования – трудоемкая работа, для выполнения которой и потребуется привлечь специалистов в данной области. Это могут быть штатные сотрудники организации или привлеченные эксперты, обладающие нужной квалификацией и опытом.  

1. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО право на участие в создании особо охраняемых природных территорий.

Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12).  Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

Кроме того, право граждан и НКО оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий предусмотрено Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (статьи 2 и 5).

Так, статья 5  Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», закрепляет права граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды на оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Таким образом, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации могут обращаться с предложениями в органы государственной власти и местного самоуправления по усилению мероприятий по охране особо охраняемых природных территорий, установлению конкретного режима при их организации, непосредственному участию при задержании правонарушителей, проведению биотехнических мероприятий, прочими предложениями, направленными на реализацию целей, задач, режима охраны действующих особо охраняемых природных территорий. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны учитывать такие предложения граждан, что, соответственно, должно предопределять выносимые ими решения по таким вопросам.

2. Российское законодательство предусматривает возможность установления особого правового режима (в том числе путем создания особо охраняемых природных территорий) для охраны природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (статья 58 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). На особо охраняемых природных территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов (статья 59 закона «Об охране окружающей среды»).

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Такими территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Земельное законодательство также предусматривает, что на землях, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов (статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации), а сами земли подлежат использованию только по целевому назначению и в правовом режиме, определенном федеральными законами (статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Ссылки

  1. Журнал «Экология и право»
  2. Заказник «Чарышская степь» создан!
  3. Заказник «Чарышская степь» откроется на Алтае до конца 2012 г. 
  4. Статья Чарышская степь


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.