Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Строительство зернового терминала в бухте Батарейная (Ленинградская область)

Регион: Ленинградская область
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание

В мае 2020 года Правительство РФ передало без проведения торгов в аренду на 10 лет ООО «Балтийский зерновой терминал» для целей строительства производственно-логистического комплекса, включающего зерновой терминал (Распоряжение Правительства РФ № 1301-р от 16.05.2020). Начать строительство терминала планировалось в текущем году, и завершить его в 2024 году.

Бухта Батарейная находится в Ленинградской области (Ломоносовский район) на границе заказника «Лебяжий» – водно-болотного угодья международного значения. Эта особо охраняемая природная территория находится под защитой Рамсарской и Хельсинкской конвенций, как среда обитания водоплавающих и околоводных перелетных птиц, многие из которых занесены в Красную книгу России. Также здесь произрастают редкие виды растений и обитают серый тюлень и кольчатая нерпа.

Ранее уже были планы строительства терминала в бухте Батарейная – в 1997 году для экспорта 15 млн. тонн нефтепродуктов участок был передан компании Сургутнефтегаз. Для этих целей Правительство Ленинградской области изъяло из заказника Лебяжий примерно треть территории и акватории (включая бухту Батарейная). Впоследствии, проект так и не был реализован, но бухту Батарейную так и не вернули в границы заказника Лебяжий.

Целесообразность реализации проекта также вызывает вопросы экспертов. Портовую инфраструктуру логичнее сосредоточить в одном месте, а не организовывать порты по всему побережью. Кроме того, что на этой территории совершенно отсутствует инфраструктура: нужно будет вести железную дорогу, вырубать очень красивый сосновый лес и сносить дюну. 

Кроме того, не была принята во внимание значимость прибрежных территорий и акваторий Финского залива с точки зрения рекреации – фактически интересы петербуржцев и жителей Ленинградской области не были приняты во внимание в процессе принятия решения, что создает потенциальные риски социальных конфликтов. Экологи убеждены, что стратегия использования побережья Финского залива должна быть комплексной, а также должна обсуждаться открыто. Намерение извлечь выгоду как можно скорее в перспективе может привести к негативным последствиям.

20 июня 2020 года на сайте change.org появилась петиция на имя Президента России с призывом «остановить уничтожение побережья Финского залива». Петицию подписало более 4 тысяч человек.

Экологи также обратились к Губернатору Ленинградской области с предложением организовать системное решение проблемы, применив механизм морского пространственного планирования, когда оцениваются различные участки территории с вовлечением всех заинтересованных сторон, и на основе проведенной оценки происходит зонирование территории и определение видов деятельности для каждой зоны.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Создание петиции в адрес Президента России на сайте www.change.org, публикации в СМИ, обращение в органы власти.

Результат действий

Реализация проекта приостановлена, власти предложили инвестору подготовить экологическое обоснование размещения нового портового комплекса с учетом мнения жителей территории, так как экологический аспект освоения бухты Батарейная заявлен приоритетным для администрации региона. Результаты общественной экологической экспертизы должны определить рамки реализации проекта.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Земли в Российской Федерации делятся на категории в зависимости от целей их использования. Это один из основополагающих принципов российского земельного законодательства (см. статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, все земли в Российской Федерации относятся к одной из семи категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населённых пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи … и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В зависимости от принадлежности того или иного участка к определенной категории земель на нём разрешены или запрещены определенные виды деятельности. Кроме того, это влияет на возможность возникновения определенных прав на них. Так, например, лесные участки не могут находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На землях населенных пунктов выделяются территориальные зоны (см. статью 85 Земельного кодекса): жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иные. Данный перечень является открытым, то есть на основании нормативно-правовых актов более низкого уровня возможно установление не перечисленных в нем видов зон. Название этих зон указывает на типы хозяйственной деятельности, разрешенных в границах той или иной зоны. В плане охраны от посягательств наибольшее значение имеют рекреационные зоны, в которые входят городские леса, парки, и т.д., а также зоны, где расположены особо охраняемые территории, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 

Территориальные зоны в обязательном порядке закрепляются в генеральном плане населенного пункта, который является необходимым документом территориального планирования (см. статью 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план населенного пункта утверждается представительным органом местного самоуправления. Генеральный план должен включать в себя карту функциональных зон, на которой отмечено, к какой именно зоне относится тот или иной участок в границе населенного пункта и какие виды деятельности на нем разрешены. Указанные документы можно найти на официальных сайтах администраций населенных пунктов. 

Выявленное несоответствие между информацией, содержащейся в градостроительных документах, и реальному использованию территорий в пределах определенной зоны является поводом для обращения в органы власти. Часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусматривает, что «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Но, зачастую изменения в генеральный план вносятся по инициативе администрации, часть из которых идет не на пользу экологии. Однако такие изменения, как и первоначальный проект плана, в обязательном порядке обсуждаются с населением – проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса. К сожалению, жители далеко не всегда пользуются этой возможностью высказать свое мнение, но бывают и случаи намеренных манипуляций со стороны местных властей. Кодекс практически ничего не говорит о порядке уведомления жителей о месте и времени таких слушаний, он лишь упоминает, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок организации слушаний утверждается на местном уровне, где размещать оповещение, также решает местный представительный орган власти. Поэтому стоит тщательно выяснять, каким документом утвержден порядок проведения публичных слушаний в конкретном населенном пункте, каков порядок публикации извещений о них и отслеживать информацию о публикации таких извещений. Чтобы привлечь как можно больше участников, необходимо массово оповещать жителей о предстоящих публичных слушаниях по изменениям в генеральный план по всем возможным информационным каналам.

Стоит отметить, что заключение о результатах публичных слушаний является по сути рекомендательным для главы местной администрации – именно он принимает решение о согласии с проектом или его отклонении и доработке и может не учесть отрицательное мнение общественности. В случае, если мнение общественности учтено не было, возможно использовать другие гарантированные законом возможности организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, чьи экологические права также были нарушены принятым решением. 

2. Массовый сбор подписей с помощью сети Интернет. Помимо сбора подписей «на бумаге» сейчас существуют специальные сайты, которые позволяют серьезно облегчить процесс распространения вашего обращения и массового сбора подписей, а также охватить более широкую аудиторию. Помимо собственно сбора подписей онлайн-петиция позволяет рассказать о проблеме большому количеству людей, и, если она хорошо составлена и затрагивает важную проблему, пользователи станут делиться ею и пересылать своим знакомым. Люди смогут поддержать ее, даже не собираясь принимать участие в более активных действиях. Одной из наиболее популярных международных платформ для создания и продвижения петиций, доступной для русскоязычной аудитории, можно назвать сайт change.org/ru, который объединяет более 110 млн. пользователей. Он предлагает удобные функции в сочетании с простотой использования. Любой человек может создать собственную петицию и в реальном времени отслеживать количество подписантов. Подписанную петицию можно одновременно продвигать и на других ресурсах. Так, после подписания человек может опубликовать соответствующую ссылку на своих страницах в соцсетях, или других ресурсах, что помогает ее распространению.

3. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав, и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав, обращение может быть направлено в органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя система и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Требуем запретить строительство зернового терминала (ПОРТА) в бухте Батарейная Лен. обл
  2. БУХТА БАТАРЕЙНАЯ: ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ ДЛЯ ЗЕРНА? 
  3. ПРОЕКТ В БУХТЕ БАТАРЕЙНАЯ НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ
  4. В Ленобласти приостановлен крупный инфраструктурный проект 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.