Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Вырубка городских лесов и разработка программ лесовосстановления

Регион: Республика Бурятия
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание

В октябре 2020 года в сотых кварталах города Улан-Удэ Республики Бурятия было вырублено 2 300 здоровых деревьев. Вырубка деревьев производилась для строительства водовода в рамках федерального проекта «Чистая вода», который необходим для обеспечения юго-западной части Улан-Удэ коммунальной инфраструктурой. При этом осуществление  работ направленных на компенсационное озеленение в натуральной или денежной форме запланировано не было.

Обеспокоенная общественность обратились в комитет городского хозяйства с требованием о восстановлении вырубленных насаждений  и предложением  рассмотреть возможность законодательного закрепления обязательного лесовосстановления при организации работ по развитию ЖКХ и иных инфраструктурных нуждах города, в том числе путем включения компенсационных мер в муниципальный проект «Зеленый город».

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ/МЕХАНИЗМОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде и её защиты, в данном случае деревьев, общественность успешно использовала  различные  методы: направление  коллективных обращений, общественный экологический контроль; обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ

Благодаря обращению общественности власти Улан-Удэ приступили к разработке дополнений к нормативным актам по озеленению города и восстановлению уничтожаемых зеленых насаждений в рамках планового развития городской инфраструктуры. 

Кроме того, общественность при поддержке НКО  намерены добиться в 2021 году восстановления деревьев в сотых кварталах столицы республики взамен вырубленных. 

ПРАВОВЫЕ КОММЕНТАРИИ, ПОЯСНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ

Сохранение и охрана природных комплексов и объектов, которые имеют значение в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. 

Статьей 62  Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ предусмотрено, что  лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия - естественным, искусственным или комбинированным способом на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений.

Правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утверждены  Приказом Минприроды России от 04.12.2020 N 1014. 

Согласно нацпроекту «Экология», к 2024 году планируется обеспечить баланс между уничтожением и восстановлением лесов в 100 %. Информацию о участках, на которых будет проводиться лесовосстановление, должны будут размещать региональные власти на своих сайтах. Реализация положений постановления послужит достижению цели сохранения лесов и созданию благоприятной окружающей среды, при этом не будет препятствовать строительству объектов промышленности и развитию экономики, считают в минприроды.

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде и её защиты, в том числе  оказания содействия в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий общественностью эффективно использованы  гарантированные российским законодательством нормы:

  • Статью 42 и 58 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и   обязывающие ее сохранять;
  • Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливающие право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам;
  • Статью 12, часть 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды. 

Кроме того, НКО  использовали  статью 1  Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, гарантирующую, что лесные отношения основываются на принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; и участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах. 

Проведение общественного экологического контроля является одним из вариантов контроля гражданского общества за деятельностью органов публичной власти и коммерческих структур и способствует реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

В соответствии со статьей  68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 

Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия и здоровья граждан,  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегодня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. 

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства. 

Кроме письменных обращений, граждане могут обратиться устно, иногда звонок на горячую линию компетентного органа ускорят решение вопроса. К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению, а также на  личном приеме. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления.

ИСТОЧНИКИ

  1. Благодаря ОНФ власти Улан-Удэ планируют сделать обязательным лесовосстановление в рамках планового развития городской инфраструктуры 
  2. Общественники Бурятии лоббируют обязательное лесовосстановление при развитии инфраструктуры