Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Загрязнение водных объектов и атмосферного воздуха (сбросы сточных вод в реку племенным заводом, неприятные запахи в населённых пунктах)
Премия рунета 2017

Загрязнение водных объектов и атмосферного воздуха (сбросы сточных вод в реку племенным заводом, неприятные запахи в населённых пунктах)

Регион: Тверская область
Год: 2014-2019
Категория: не судебное

Краткое описание

Жители Заволжского района города Тверь, посёлков Дмитрово-Черкассы и Заволжский в 2014 году направили  жалобы в природоохранные органы в связи с  удушливым запахом в районе их проживания и загрязнением реки Межурка (является притоком реки Волги) отходами свинокомплекса, с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

Управление Росприроднадзора по Тверской области провело внеплановую выездную проверку в отношении ОАО «Племзавод «Заволжское». По результатам лабораторных исследований было установило, что в месте выпуска сточных вод с очистных сооружений имеет место превышение установленных нормативов по следующим веществам: БПК5, взвешенные вещества, аммоний ион, фосфаты, нефтепродукты, нитрит-ион, сульфат-ион.

Предприятие было привлечено к административной ответственности за нарушения в области экологии и по Решению Калининского городского суда от 11.09.2014 г. ОАО племзавод «Заволжское» было  обязано прекратить сброс сточных вод в р. Межурка и построить очистные сооружения. Однако на протяжении нескольких лет племзавод решение суда не исполнял, продолжал засорять отходами свиноводства  реку. В результате в посёлках почти постоянно ощущается запах навоза. 

С просьбой решить проблему жители Заволжского обращались в различные инстанции. На ОАО "Племзавод "Заволжское" накладывали штрафы, но они продолжали травить реку и живущих около неё людей. 

В 2018 году жители обратились за помощью к депутату Государственной Думы РФ от Тверской области, он направил депутатский запрос в Генеральную прокуратуру РФ. Провели проверку и выяснили, что строительство очистных сооружений на свиноферме затянулось на шесть лет. При этом исполнение решения суда трижды откладывалось (в 2012, 2014 и 2017 годах). В 2018 году очистные сооружения на "Заволжском" были построены. Но была установлена необходимость в проведении дополнительных мероприятий по улучшению работы очистных сооружений и обществу вновь была  предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 21 августа 2019 года. 

В 2019 году с целью устранения нарушений закона природоохранным прокурором в адрес руководителя предприятия было внесено представление. В связи с тем, что нарушения закона устранены не были, прокурор обратился в суд. Решением Калининского районного суда Тверской области исковые требования полностью удовлетворены.

В настоящее время решение суда исполнено. Предприятием построены новые очистные сооружения, сброс сточных вод в водный объект прекращен. На природоохранные мероприятия затрачено более 300 млн. рублей.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и  органов надзора. Общественность использовала  различные инструменты: обращения в органы власти, органы контроля и надзора, законодательные органы,  освещало  деятельность в СМИ. 

Результат действий

Благодаря активным действиям граждан было пресечено негативное влияние на окружающую среду - загрязнение водного объекта и атмосферного воздуха.  Удалось добиться   исполнения природоохранной прокуратурой мер к  АО племзавод «Заволжское».  

В сентябре 2019 г. судебное решение было исполнено, приняты исчерпывающие меры по устранению нарушений прав граждан: завершено строительство очистных сооружений, прекращен сброс сточных вод в водный объект.

Помимо этого, для устранения негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого при сбросе сточных вод предприятием должны быть проведены мероприятия для реализации Проекта «Восстановление части реки Межурка, включая расчистку без дноуглубительных работ и изменения русла». Целью проекта является расчистка русла и берегов участка р. Межурка от древесно-кустарниковой растительности и донных отложений для восстановления водного объекта, улучшение санитарного состояния реки, предотвращение негативного воздействия на селитебную территорию и окружающую территорию в целом.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

Для защиты окружающей среды, почв,  атмосферного воздуха, здоровья  населения от негативного воздействия деятельности предприятия, граждане и общественная организация воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статья 10 о разрешении заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов);
  4. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  5. Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (пункт 6 части 1 стать 3);
  6. Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ (статья 29);
  7. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (статья 27);
  8. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно абзаца 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.

В соответствии с частью 1 статьи 34 этого же Закона, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Исходя из положений статьи 39 Закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (п. 1). Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (п. 2).

Согласно части 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. №74-ФЗ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Исходя из положений части  2 статьи 55 Водного кодекса РФ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

 В соответствии с частью 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу с пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Согласно пункту 1 статьи 77 Закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона «Об охране окружающей среды»).

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса  РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, согласно пункту 1 статьи 78 Закона «Об охране окружающей среды» осуществляется добровольно или по решению суда.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 статьи 78 Закона «Об охране окружающей среды»).

Расчет вреда  водным объектам производиться на основе «Методики исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009г. №87 (п. 11).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено два способа возмещения вреда окружающей среде - взыскание убытков в денежной форме на основании утвержденных такс и методик, либо возмещение вреда в натуре путем проведения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. При этом, исходя из смысла положений пункта 2 статьи 78 Закона «Об охране окружающей среды», восстановление нарушенного состояния окружающей среды производится в соответствии с проектом восстановительных работ.

Загрязнение воздуха предприятиями, также   является нарушением экологического законодательства. Предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания установлены ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений». В случае их нарушений всегда возникает угроза окружающей среде, жизни и здоровью людей. Если есть основания полагать, что предприятием превышены ПДК выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, то необходимо направить обращения в соответствующий контролирующий орган власти.   

Рекомендации

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. Прикрепите фотографию или видео  нарушения.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может:  

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Если Вы обратились к Уполномоченному по правам человека, то по результатам рассмотрения он может: 

  • обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  • обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  • изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  • обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубых или массовых  нарушениях конституционных  прав человека и гражданина Уполномоченный вправе:

  • выступить со специальным  докладом на очередном заседании Государственной Думы;
  • обратиться в Государственную Думу с предложением:   о создании парламентской комиссии по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, принимать участие в работе указанной комиссии и заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада указанной комиссии;  о проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод граждан и участвовать в проводимых парламентских слушаниях.

Кроме письменных обращений, граждане могут обратиться устно, иногда звонок на горячую линию компетентного органа ускорят решение вопроса. К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению, а также на  личном приеме. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления.

Документы

  1. Ответ прокуратуры о выявленных нарушениях  предпринятых мерах на запрос Депутата ГД РФ. 

Ссылки

  1. Доклад Уполномоченного по правам человека  2019 года;
  2. В Тверской области племзавод "Заволжское" привлекут к ответственности за сброс отходов в реку Межурка
  3. В Тверской области благодаря принятым природоохранной прокуратурой мерам предприятием прекращен сброс сточных вод в реку Межурка 
  4. Действия пламзавода "Заволжское", сбрасывающего сточные воды в реку, "тянут" на уголовное дело
  5. Племзавод «Заволжское» прекратил загрязнять Межурку 


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.