Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Загрязнение воздуха и почв

Краткое описание 

С 2010 года в посёлке Чапаевка Петропавловск-Камчатского городского округа одно из рыбоперерабатывающих предприятий ООО «Экологический резерв» на протяжении многих лет сбрасывало продукты переработки рыбных отходов на поля (земли сельскохозяйственного назначения) вблизи посёлка. При разложении они источают смрадный запах, которым было вынуждено дышать население и постоянно испытывать дискомфорт. Неприятный запах негативно отражался на состоянии здоровья. 

Изначально сливы объяснялись проведением эксперимента по повышению плодородности почв. Кроме того, и само предприятие в  процессе  работы образует неприятный запах, который с попутным ветром распространяется на территорию поселка.

Все эти годы жители пытались справиться с проблемой неприятного запаха, обращались  в администрацию города, в контрольно-надзорные органы, но добиться результата так и не смогли. В 2017 г. граждане посёлка обратились  к активистам ОНФ. 

Благодаря совместным действиям граждан и общественного движения проблема начала решаться. 

В июне 2019 года Губернатор собрал совещание с участием всех заинтересованных сторон и предложил руководству предприятия, ответственного за появление смрада, модернизировать производство. 

В июле 2019 года в присутствии представителей ОНФ были взяты  анализ почв, на которые  предприятие сбрасывало продукты переработки рыбных отходов. 

После проверок предприятие было признано виновным  в нарушении природоохранного законодательства в сбросе отходов производства  на земельный участок и  привлечено к ответственности. 

В результате предпринятых действий, сбросы отходов на земельный участок прекращены, неприятный запах в атмосферный воздух не поступает.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и общественных организаций, использование  различных инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы власти,  к должностным лицам, в органы контроля и надзора; освещение  в СМИ.

Для защиты окружающей среды, почв,  атмосферного воздуха, здоровья  населения от негативного воздействия деятельности рыбоперерабатывающего предприятия, граждане и общественная организация воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также в связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  • Конституцией РФ   (статьей 33);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);
  • Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (пункт 4 части 1  статьи 1, статья 72.1);
  • Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ (статья 29);
  • Федеральныйм законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (статья 27);
  • Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ.

Результат действий

В результате предпринятых  активистами действий было пресечено негативное влияние на окружающую среду - сброс отходов производства  на земельный участок сельскохозяйственного назначения, и  нарушители привлечены к ответственности. В ноябре 2019 года, судом общество признано виновным в сбросе отходов производства – подпрессового бульона, образующего при изготовлении рыбной муки, на земельный участок, который находится в 1,3 км от п. Чапаевка, с причинением вреда почве на сумму 170 млн. руб. Предприятию назначен штраф в размере 400 тыс. руб. по ч.3 ст.8.2. КОАП за вред окружающей среде.

Также экологической инспекцией материалы переданы в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру для направления прокурором иска в суд о взыскании с ООО «Экологический резерв» вреда почве на сумму 170 млн.рублей, а также в УМВД России по Камчатскому краю для решения вопроса о возбуждении в отношении должностных лиц общества уголовного дела по части 2 статьи 247 УК РФ - нарушение правил обращения отходов, повлекшее загрязнение почвы. 

Кроме того, судом в отношении ООО «Экологический резерв» будет рассмотрено еще одно дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ – за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (сброс жидких отходов в районе ТЭЦ-2).

В результате предпринятых действий, сбросы отходов на земельный участок прекращены, неприятный запах в атмосферный воздух не поступает.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ), использование  различных инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы власти, органы контроля и надзора,  к должностным лицам; освещение  в СМИ.

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде,  охраны атмосферного воздуха, почв, здоровья граждан, граждане  и активисты ОНФ успешно использовали  гарантированные законодательством нормы:

1.     Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12  Федерального закона «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;

2.     Пункт 4 части 1  статьи 1 Земельного кодекса РФ – право граждан, общественных организаций (объединений) принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране;

3.     Статью  29 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», гарантирующую гражданам и общественным объединениям право: на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него; доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

4.     Статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статью 27 Земельного кодекса РФ, статью 27 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»,  Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в соответствии с которыми,   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; 

5.     Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, статьи 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статью 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыми гарантировано  право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации с заявлениями и жалобами.

В отношении виновного предприятия и его должных лиц были применены нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ,  статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления: 

часть  1 - Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, и 

часть 3 - Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В  отношении должностных лиц предприятия –  поставлен вопрос о возбуждении  уголовного дела по части 2 статьи 247 Уголовного кодекса Российской Федерации  от 13.06.1996 N 63-ФЗ – за производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека.

Помимо этого, экологической инспекцией материалы переданы в Камчатскую межрайонную природоохранную прокуратуру для направления прокурором иска в суд о взыскании с ООО «Экологический резерв» вреда почве на сумму 170 млн. рублей.

Следует отметить, что  благоприятный исход этого многолетнего  дела стал возможен благодаря оказанию квалифицированной помощи активистами ОНФ, которые направляли обращения в надзорные органы, инициировали встречу жителей с Губернатором, активно участвовали в осуществлении контроля и распространяли информацию о  своем интернет ресурсе.

Рекомендация 

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия, старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций, и возможно Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегодня существует возможность подать жалобу или обращение не выходя из дома, через электронные кабинеты. Прикрепите фотографию или видео  нарушения.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан. Используйте  положительный опыт других граждан и НКО.

Источники:

  1. Общественники о рыбзаводе в Чапаевке: нет законной возможности пресечь деятельность зловонных производств
  2. После вмешательства ОНФ на Камчатке оштрафовали предприятие, сбрасывающее отходы на поля сельхозназначения
  3. Камчатские активисты ОНФ предложили ввести максимально допустимый уровень для выбросов с неприятными запахами от предприятий

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.