Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Закрытие песчаного карьера рядом с жилыми домами

Регион: Воронежская область
Год: 2019
Категория: несудебное.

Право граждан  на проживание в благоприятной среде обитания, отмена незаконных решений, рекультивация.

Краткое описание 

Районная администрация села Журавка Богучарского района Воронежской области  выделила в юго-восточной части села около 12 га под промышленную добычу песка. В 2017 году началась активная разработка месторождения. Решение  администрации противоречило Генеральному плану, утвержденному депутатами сельсовета в ноябре 2012 г., согласно  которому была предусмотрена добыча песка, для местных, а не для промышленных нужд на  участке площадью всего  0,2 га, а не 12 га. 

Очень быстро  разработка карьера привела к ухудшению экологической ситуации и ущемлению законных прав и интересов жителей. Работы велись в 150–200 м от домов и наносили ущерб инфраструктуре села. Вывозящие песок грузовики частично  разрушили межпоселенческую дорогу, которая не была рассчитана на перевозку тяжелых грузов и такой объём движения транспорта. Из-за постоянных вибраций треснули несущие стены  и обвалилась штукатурка на домах одной из улиц.  На приближенных к карьеру улицах из-за песчаной пыли стало трудно дышать.  В колодцах на несколько метров упал уровень воды, так как в ходе разработки карьера  была нарушена целостность верхних водоносных слоев.

Таким образом, было нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, санитарные нормы и правила, причинен вред имуществу и здоровью граждан.

Граждане и активисты ОНФ обратились в администрацию Богучарского района, в правительство Воронежской области, прокуратуру Воронежской области, в межрайонную природоохранную прокуратуру, управление следственного комитета Воронежской области, губернатору Воронежской области.

В результате предпринятых мер  в защиту своих прав на проживание в благоприятной среде обитания, добыча была остановлена, у  добывающей компании были досрочно отозваны лицензии на пользование недрами на участке «Журавский», списали с государственного баланса разведанные запасы песка на участке недр «Журавский» (закрытие месторождения), назначена рекультивация.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде, граждане воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, гарантированным:

  • Конституцией РФ   (статьей 33);
  • Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  • Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» (часть 2, статья 11);
  • Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 8).

Жители села Журавка отправили в администрацию Богучарского района, в правительство Воронежской области и другие органы более десятка жалоб. Но  получали  либо формальные ответы, либо ответы о том, что работы по разработке карьера прекращены, что  не соответствовало  действительности. 

Тогда граждане обратились за помощью в региональное отделение общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (далее ОНФ).

   ОНФ направили запросы в региональную прокуратуру, в межрайонную природоохранную прокуратуру и региональное управление следственного комитета с просьбой провести проверку в отношении добычи песка на территории села, настаивая не только на прекращении добычи песка в данном месте, но и на рекультивации карьера.

Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области провел выездную  проверку в селе Журавка, выявил нарушения и возбудил  необходимые административные  делопроизводства.  У  добывающей песок компании были досрочно отозваны лицензии на пользование недрами на участке «Журавский». Добыча песка была остановлена и  назначена дата начала рекультивации карьера – 1 сентября 2018 г. Работы должны завершиться не позднее 31 декабря 2018 г. В сентябре действительно  началась  рекультивация. 

Но в октябре 2018 года добыча возобновилась, а рекультивация карьера остановилась. 

Активисты регионального отделения ОНФ обратились  уже  к губернатору Воронежской области с просьбой вмешаться в ситуацию. 

После неоднократных обращений активистов регионального отделения Народного фронта к властям Воронежской области в 2019 году  ликвидировали песчаный карьер в селе Журавка, против разработки которого активно выступали местные жители. Недропользователь произвел горнотехническую и биологическую рекультивацию.

Но точку в этой истории поставило списание в 2019 году с государственного баланса разведанных запасов песка на участке недр «Журавский». Именно списание невыработанных запасов песка является завершающим этапом полной ликвидации месторождения и гарантирует, что добыча на законных основаниях уже не возобновится. 

Результат действий

В результате предпринятых мер  в защиту своих прав на проживание в благоприятной среде обитания, разработка песчаного карьера была остановлена, у  добывающей компании была досрочно отозвана лицензия на пользование недрами на участке «Журавский», запасы песка на участке недр «Журавский» списали с государственного баланса (закрытие месторождения), проведена горнотехническая и биологическая  рекультивация карьера.

Таким образом, было восстановлено  нарушенное право граждан на проживание   в благоприятной окружающей среде, остановлено  негативное воздействие на окружающую среду, создающее угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Правовые комментарии, пояснения, юридический анализ 

В данном деле мы видим успешный опыт объединения усилий граждан и общественных организаций, использование  различных инструментов: общественного экологического контроля; обращения в органы власти, органы контроля и надзора,  к должностным лицам; освещение  незаконной деятельности по добыче недр, предпринятых действиях  и намерений в СМИ.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены различные способы защиты гражданских прав. Применить те или иные способы защиты могут сами граждане, НКО, суды, а также соответствующие органы. Для защиты гражданских прав возможно использовать один  или одновременно несколько способов из перечисленных в статье 12 ГК РФ.

Способы, предпринятые в данном деле:

  • признания права  граждан на благоприятную окружающую среду;
  • признания неправомерными действий районной администрации села Журавка Богучарского района Воронежской области по выделению участка не согласованному с жителями, и не соответствующему Генеральному плану, утвержденному депутатами сельсовета в ноябре 2012 г.;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения – прекращение деятельности по добыче песка, отзыв лицензии у недропользователя, рекультивация карьера.

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде,  граждане  и активисты ОНФ успешно использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1.  Статью 42 Конституции Российской Федерации, статью 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статью 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и  среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
  2. Часть 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, устанавливающую  рекультивацию как меру по охране земель. Рекультивация –  мероприятия по предотвращению деградации земель посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
  3. Порядок проведения рекультивации земель установлен Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
  4. Статью 49 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1, в соответствии с которой  предусмотрена административная и  уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах. При этом Привлечение к ответственности за нарушение не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.
  5. Пункт 12 Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса (утв. приказом Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265), в соответствии с которыми списание возможно,  если запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.
  6. Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, статьи 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, статью 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ, которыми гарантировано  право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации с заявлениями и жалобами.
  7. Статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

Следует отметить, что восстановить нарушенное право гражданам удалось не сразу, потребовалась около двух лет. И успех стал возможен во многом благодаря оказанию квалифицированной помощи активистами ОНФ, которые не только направляли обращения в органы власти, но и сами активно участвовали в осуществлении общественного контроля и распространяли информацию о незаконной деятельности на своем интернет ресурсе.

Рекомендация  - в случае  получения отказа восстановить ваше нарушенное право, не отчаивайтесь, а  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций, и возможно Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегодня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты.  Находите сторонников, активистов, НКО, которые занимаются проблемами в области защиты окружающей среды и экологических прав граждан.

Ссылки:


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.