Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Экологическое регулирование / Правовые методы охраны природы для НКО /
Закрытия проекта по расчистке русла реки Тоора-Хем, создававшего угрозу затопления жилых домов и перенаправление средств на расчистку русла реки Чадаана
Премия рунета 2017

Закрытия проекта по расчистке русла реки Тоора-Хем, создававшего угрозу затопления жилых домов и перенаправление средств на расчистку русла реки Чадаана

Регион: Республика Тыва 
Год: 2020
Категория: не судебное

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ  

Летом 2019 года в Тоджинском районе Республики Тыва начались земляные  работы по расчистке русла реки Тоора-Хем. Фактические работы не соответствовали заявленному  проекту: вместо расчистки меняли русло реки. Новый проток Тоора-Хема располагался очень близко к жилому сектору, и появилась угроза затопления домов

Местное население обратилось в органы власти и  НКО.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Тыва сообщило, что в заявке на расчистку русла администрация района указала на случаи подтопления 20 домов, расположенных близко к берегу. Однако в региональном управлении МЧС эти данные не подтвердили. 

Кроме того, в ходе проверок  прокуратура Тоджинского района установила, что подрядная организация неверно обозначила участки работ, так как тахеометрическая съемка объекта проводилась в зимнее время, то есть в неблагоприятный период года при наличии снежного покрова. Повторная тахеометрическая съемка не проводилась. Это обстоятельство привело к ошибочному обозначению на одном из участков работ наличия протоки, которая фактически на данном участке отсутствует. Также не были произведены инженерные изыскания.

При таких обстоятельствах продолжение работ в соответствии с проектно-сметной документацией, не соответствующей фактическом условиям на участке работ, повлекло нарушение природоохранного законодательства.

По результатам рассмотрения обращения жителей села Тоора-Хем Прокурорами Тоджинского района в Кызылский городской суд было направлено исковое заявление о понуждении министерства природных ресурсов и экологии Тувы внести изменения в проектную документацию «Расчистка русла реки Тоора-Хем» путем проведения повторной тахеометрической съемки объекта работ в благоприятное время года и направления проектной документации с внесенными изменениями на повторную экспертизу и было подано заявление о применении обеспечительных мер в виде приостановления работ. 

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ/МЕХАНИЗМОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде и её защиты,  сохранения здоровья и имущества граждан, общественность успешно использовала  различные  методы: направление  коллективных обращений, общественный экологический контроль; обращение в  прокуратуру, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ

Благодаря обращению общественности проект с неблагоприятными последствиями  для окружающей среды, водного объекта (реки) здоровья  и имущества граждан, в 2020 был остановлен.

Общественность региона предложила, выделенные на проект по расчистке русла реки Тоора-Хем средства направить на расчистку русла реки Чадаана у села Теве-Хая, которая не раз выходила из берегов и создавала чрезвычайные ситуации.

Минприроды региона согласовало с Федеральным агентством водных ресурсов перенаправление этих средств на более важный объект – расчистку русла реки Чадаана у села Теве-Хая, жители которого не раз страдали от паводков. 

ПРАВОВЫЕ КОММЕНТАРИИ, ПОЯСНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ

В данном деле мы увидели, что запланированные работы по расчистке русла реки, не соответствовали фактическим условиям на участке  и повлекли нарушение ч. 1 ст. 61 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ и создавали  угрозу окружающей среде. Тем самым был нарушен принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, установленной ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». 

Для защиты окружающей среды,  водных объектов,  граждане воспользовались правом на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с  жалобами, заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, а также  связи с нарушениями требований  природоохранного законодательства, создающими угрозу причинения вреда окружающей среде и здоровью граждан,  гарантированным:

  1. Конституцией РФ   (статьей 33);
  2. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1);
  3. Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ) "Об охране окружающей среды" (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12);

Для защиты права на проживание в благоприятной окружающей среде, защиты здоровья и имущества использовали  гарантированные законодательством нормы:

  1. Статью 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11,12  Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статью 8 Федерального  закона    от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  2. Статью 68 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ об общественном контроле, в соответствии с которой   общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. При этом обращаем внимание на то, что результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.
  3. Статью 3 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ, гарантирующего гражданам право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. 
  4. Пункт 6 части 1 стать 3 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, устанавливающий принцип участия граждан  общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.  В соответствие с которой, граждане, общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на водные объекты при их использовании и охране. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством Российской Федерации.
  5. Пункт 1.6. Приказа Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" Результатами  ОВОС, в том числе  является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности. 

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия и здоровья граждан,  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегодня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. 

Если вы хотите узнать, когда будут проходить общественные обсуждения материалов ОВОС проекта, который по вашему мнению может нарушить право на благоприятную окружающую среду - воспользуйтесь сайтом «ОВОС: ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ» https://o-v-o-s.ru/aboutгде читателям и подписчикам  дается возможность узнать о грядущих общественных слушаниях по намечаемой хозяйственной деятельности в своем регионе и ознакомиться с материалами ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) будущего проекта.

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если Вы обратились в прокуратуру,  то прокурор или его заместитель  в случаях выявленных нарушений закона может: 

  • возбуждать  производство об административном правонарушении:
  • требовать  привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности в области окружающей среды;
  • предостерегать  о недопустимости нарушения закона;
  • опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращается  в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносить представление об устранении нарушений закона. 

Кроме письменных обращений, граждане могут обратиться устно, иногда звонок на горячую линию компетентного органа ускорят решение вопроса. К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению, а также на  личном приеме. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления. 

ИСТОЧНИКИ 

  1. Прокуроры Тувы остановили расчистку русла реки в Тодже 
  2. О пересмотре проекта по расчистке русла реки Тоора-Хем в Тыве 
  3. Активисты ОНФ в Туве добились закрытия проекта, создававшего угрозу затопления жилых домов