Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Запрет дрифтерного промысла лососевых рыб

Регион: Северная часть Тихого океана
Год: 2015
Категория: не судебное

Краткое описание

 WWF много лет выступал за ограничение такого вида промысла.

Во исполнение Резолюции ООН № 46/215 о последствиях широкомасштабного пелагического дрифтерного промысла для морских водно-биологических ресурсов, а также в соответствии с Конвенцией о сохранении анадромных видов рыб в северной части Тихого Океана, WWF России призывает Правительство РФ установить существенные ограничения на использование дрифтерных орудий лова для снижения негативного воздействия на популяции лососей и экосистемы Северно-Западной Пацифики.

В проведенных исследованиях отмечалось, что крупномасштабный промысел с применением дрифтерных (плавающих) сетей, несмотря на незначительную долю последнего, оказывает большое негативное влияние на промысел в целом. Дрифтерный промысел, преимущественно, был ориентирован на вылов нерки, в то время как другие виды лососей (горбуша, кета) были менее привлекательны с коммерческой точки зрения. Применение дрифтерных орудий лова существенно влияло на выживаемость лососей и качество конечной продукции: по сообщениям рыбаков в реках Чукотки отмечалось от 20% до 60% травмированной сетями нерки.

Другая проблема была в отсутствии прозрачности при ведении дрифтерного промысла. В 2011 году независимые наблюдатели отметили 46% перелов по квотам нерки в Петропавловск-Командорской подзоне, что свидетельствовало о манипуляции данными об уловах на промысловых судах и подтверждало существование нелегальных выбросов уловов горбуши и кеты для увеличения доли нерки в уловах. Стремясь достичь оптимальных экономических показателей, рыбопромышленники в первую очередь изымают наиболее ценный вид лососей — нерку. При этом за борт выбрасывались менее ценные виды рыб, такие как горбуша и кета. Объемы этих выбросов оценить было трудно, однако, по данным практически всех опрошенных наблюдателей и инспекторов, рыбаки часто скрывают реальный объем и видовой состав улова, равно как и факт выброса рыбы за борт. 

Мониторинг официальных данных и проверка промысла независимыми наблюдателями Контрольно-счетной палаты РФ и Законодательного Собрания Камчатского края в 2011 году показали, что реальный контроль над промыслом практически отсутствует. Промысловые суда либо не отчитываются по прилову нецелевых объектов, в том числе морских птиц и млекопитающих, либо существенно (в среднем в 11 раз) занижают такие данные. При существовавшей системе регулирования дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне РФ не только наносил ущерб природе, но и не отвечал интересам российского государства. Расчеты показали, что в 1993–2008 годах ежегодная сумма ущерба, причиняемого государству вследствие гибели в дрифтерных сетях морских птиц и млекопитающих, составляла 265 млн. руб. (по курсу на лето 2008 года — около 11 млн. долл. США). Если бы компании, которые вели дрифтерный промысел, оплачивали причиненный экосистемам ущерб, то, возможно, промысел перестал бы приносить прибыль. Однако никто этот ущерб не взыскивал, а существовавшая система не мотивировала участников промысла к снижению этого ущерба.

Результаты исследований показывали, что японский и российский дрифтерные промыслы причиняли существенный вред популяциям морских птиц и млекопитающих, особенно фауне Берингова моря. В сочетании с другими неблагоприятными факторами (изменение климата, ухудшение кормовой базы) гибель птиц и млекопитающих в дрифтерных сетях могло привести к значительному снижению численности многих видов животных, что существенно повлияет на структуру морских экосистем и стабильность природных процессов. В целом, в ходе промысла лосося японскими и российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации за 1993–1998 годы в дрифтерных сетях погибло более 1,2 млн. морских птиц, а с 1993 по 1999 годы — около 15 тыс. морских млекопитающих. Совсем не учитывалось воздействие дрифтерного лова на состояние птичьих базаров и лежбищ морских млекопитающих, например, в Командорском заповеднике.

О вреде дрифтерного промысла неоднократно высказывались и другие общественные организации.

В декабре 2014 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о запрете дрифтерного промысла. Инициатива внесения изменений в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» принадлежит депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, среди которых – представители Камчатки. Рассмотрению законопроекта предшествовала длительная работа по оценке негативного воздействия дрифтерного промысла на морские экосистемы и расчету экономической составляющей. Так, ученые и эксперты Счетной палаты пришли к выводу, что данный вид промысла ежегодно наносит ущерб России в размере более 10 миллиардов рублей.

На своем пути в Государственной Думе от первого чтения к третьему законопроект стал жестче. Если изначально предлагалось наложить запрет на использования дрифтерных сетей при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства, то в окончательную редакцию документа было включено также рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях. 

1 июля 2015 года был официально опубликован закон от 29 июня 2015 г. № 208 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов».  Законом предусмотрено, что в целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах, в территориальном море и в исключительной экономической зоне РФ. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что «дрифтерный промысел тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне РФ негативно отражается на естественном воспроизводстве лососей, приводит к нерациональному их использованию, подрыву экономики прибрежных регионов и снижает уровень продовольственной безопасности страны». 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Проведение исследований, взаимодействие с государственными органами, участие в обсуждении законопроекта, организация тематических семинаров, выпуск публикаций.

Результат действий

Принят Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 208 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» о запрете с 1 января 2016 года дрифтерного промысла в исключительной экономической зоне РФ как для отечественных, так и для японских дрифтероловов.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.

Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12).  Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Помимо права на обращение в органы власти Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, кроме прочего, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

 

Ссылки

  1. ДРИФТЕРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ 
  2. КРУПНОМАСШТАБНЫЙ ДРИФТЕРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ – КАТАСТРОФА ДЛЯ КАМЧАТКИ
  3. Запрет дрифтерного лова - на пользу всем



#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.