Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Запрет на добычу никеля в Воронежской области

Регион: Воронежская область
Год: 2012-2020
Категория: не судебное

Краткое описание

 В 2012 году дочернее предприятие Уральской горно-металлургическая компания (УГМК) получило лицензии на пользование Еланским и Ёлкинским участками недр в Новохопёрском районе Воронежской области, для добычи никеля. Еланское и Елкинское рудопроявления были известны с 60-х годов прошлого века, однако решение об их разработке не принималось в силу агропромышленного профиля региона, сложности залегания полезных ископаемых и близости природоохранных объектов.

Начало разведки полезных ископаемых вызвало волну массовых протестов жителей не только Новохопёрского района, но и всего региона в целом. Активисты заявляли, что добыча никеля уничтожит уникальный Хопёрский заповедник, граница которого проходит в 15 км от мест планировавшихся разработок, и отравит саму реку Хопёр. На прошедших в июле и декабре 2012 г. открытых слушаниях в Общественной палате РФ ученые, представители природоохранных организаций и общественных движений высказались категорически против начала работ и за пересмотр их целесообразности. По результатам проведенной независимой экспертной оценки последствий добычи цветных металлов в Черноземье ченые, предупредили о высокой вероятности загрязнения почвы и воды ядовитыми элементами – мышьяком, сурьмой, висмутом, серой, входящими в состав руды, что самым негативным образом отразится как на состоянии природных комплексов, так и жизни местного населения. 

Жители выходили на митинги, требуя не допустить добычи никеля. В сентябре 2012 года состоялась общероссийская акция солидарности – в примерно в 30 городах России состоялись одиночные пикеты против добычи никеля в Воронежской области, в апреле 2013 такая акция повторилась в 35 городах России и мира. Тогда в регионе состоялось более 60 митингов и других мероприятий против добычи никеля. Для многих населенных пунктов это были крупнейшие акции протеста за всю их историю. Разными инициативными группами собрано порядка 50 тысяч подписей против разработок.

В конце декабря 2012 года инициативная группа жителей Новохоперска подавала ходатайство о проведении местного референдума. На него планировалось вынести вопрос: «Согласны ли вы на предоставление для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд участков недр Еланское и Ёлкинское, находящихся в Новохоперском муниципальном районе Воронежской области?». Однако в проведении референдума было отказано. В 2013 году на территории месторождений даже разгромили лагерь геологов и подожгли буровые установки, что повлекло уголовные преследования некоторых активистов.

Бывший губернатор Воронежской области Алексей Гордеев неоднократно заявлял, что не допустит никаких работ без согласия местного населения. Однако конкретных действий предпринято не было. В ноябре 2015 года Федеральное агентство по недропользованию присвоило Еланской и Елкинской поисковым площадям статус месторождений. Несмотря на протесты местных жителей геологоразведка длилась три года и завершилась в 2017 году. УГМК летом 2018 сообщала, что строительство горнодобывающего предприятия в Новохопёрском районе может начаться уже в 2021 году, а в 2026-м планируется начать добычу никеля. 

Спад активности антиникелевого движения в настоящее объясняется скорее тем, что УГМК давно не предпринимает каких-либо заметных действий. Впрочем, до начала режима самоизоляции в Воронеже еженедельно проходили пикеты, а с 1 апреля их заменил флэшмоб «ЯМыХопер».

В декабре 2020 года губернатора Воронежской области высказал мнение о том, запасов никеля на территории России пока достаточно, а проект экономически не очень выгоден. Поэтому перспектива добычи никеля в Новохопёрском районе в целом остается, но реализовываться она будет только при условии использования технологии, которые не будут влиять на местных жителей и на экологическую ситуацию в районе. 


Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Массовые мероприятия, обращения в органы власти, освещение ситуации в СМИ, участие в открытых слушаниях в Общественной палате РФ.

Результат действий

По состоянию на начало декабря никакие работы на месторождениях в Новохоперском районе не велись.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме. 

Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФОИ подписантов, адрес мести жительства и подпись. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе. 

После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.

Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, пописывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.

Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы.

Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 Ссылки

  1. В Воронежской области свернули базу УГМК по разведке никеля
  2. Александр Гусев назвал проект по добыче никеля в Новохопёрском районе убыточным
  3. Никелевые разработки на Хопре
  4. Хопер остается без никеля