

Запрет на добычу песка вблизи жилых домов
Категория: судебное / не судебное
Краткое описание
Суд в Новосибирске удовлетворил иск жителей и запретил добычу песка на месторождении «Кучино» в непосредственной близости от домов частного сектора. В 2014 году компания «Старица», выиграла конкурс на разработку месторождения и планировала начать работы по добыче песка возле жилых домов.
По официальным данным песчаное месторождение «Кучино», по данным региональной администрации, было поставлено на учет в 1999 году. Тогда ближайшие к территории дома находились в 600 метрах. В настоящее же время ближайшие жилые дома расположены в 20 метрах от планируемой границы карьера. Поэтому все постройки, появившиеся неподалеку в последующие годы, чиновники посчитали незаконными.
Жители прилегающих к месторождению районов неоднократно пикеты в центре Новосибирска с требованием отозвать у компании разрешение на добычу полезных ископаемых. Против разработки месторождения «Кучино» подписалось больше 1000 человек. На болоте, где планировались работы, живут утки, ондатры, выпь, а также белоглазый и красноносый нырки, занесенные в Красную книгу. Сотрудники Сибирского отделения РАН в сентябре 2019 года обнаружили на территории болота редкие растения: девясил высокий и золототысячник красивый, занесенные в Красную книгу.
Кроме того, работы по освоению песчаного месторождения в жилой зоне велись с серьезным превышением требований санитарных норм по шуму. Это подтвердила экспертиза, которую активисты заказали за свой счет, как и то, что разработка месторождения нанесет экологический ущерб территории. Основываясь на выводах этой экспертизы суд вынес решение в пользу жителей.
Суд также отказал компании «Старица» в удовлетворении иска о взыскании почти 600 тысяч рублей компенсации ущерба к лидеру инициативных жильцов, протестующих против карьера у домов, Анастасии Сергеевой, которые осенью 2019 года выстроились «живым щитом» и не пропустили технику к месторождению. Тогда компания намеревалась начать работы, несмотря на запрет арбитражного суда. Кроме того, по словам активистов, у компании на тот момент не было согласованного проекта, необходимого для начала работ.
Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды
Массовые мероприятия, сбор подписей, проведение независимой экспертизы и обращение в суд.
Результат действий
Запрет добычи песка на месторождении «Кучино» В Новосибирской области.
Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов
Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме.
Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФОИ подписантов, адрес мести жительства и подпись. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе.
После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.
Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, пописывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.
Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.
Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:
- собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
- митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
- демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
- шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
- пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию.
После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
- цель публичного мероприятия;
- форма публичного мероприятия;
- место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
- дата, время начала и окончания;
- предполагаемое количество участников;
- формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
- фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
- фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
- дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.
Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.
Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы.
Ссылки
- Суд запретил добычу песка на месторождении Кучино
- Суд по иску жителей запретил добычу песка у домов под Новосибирском
- У активистки из Новосибирска пытаются отсудить почти 600 миллионов рублей из-за экопикетов
- Прошел пикет против строительства карьера в жилой зоне Новосибирска
- Жители Новосибирска выставили «живой щит» перед строительной техникой
- ДЕЛО № 2-977/2020 (2-5654/2019;) ~ М-4780/2019