Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Запрет на добычу угля и содействие создание ООПТ местного значения «Природный комплекс Тишинский» вместо угольного разреза

Регион: Кемеровская область
Год: 2019
Категория: не судебное

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

В период с 29 декабря 2018 г. по 29 января 2019 г. Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (Сибнедра) принимал заявки на конкурс на право добычи угля на лицензионном участке «Тишинский» Новокузнецкого района Кемеровской области. Но новость о предстоящем строительстве еще одного разреза рядом с Новокузнецком (4 км) вызвала негативную реакцию  местного населения. 

Граждане и НКО направили обращения в органы власти с предложениями не выдавать лицензию, а  на прилегающей к лицензионного участку территории создать ООПТ, поскольку  растительный мир Тишинского представляет собой уникальный переходный лесостепной комплекс от степных равнинных сообществ Кузнецкой котловины к низкогорной черневой тайге Кузнецкого Алатау.

Губернатор Кемеровской области поддержал общественность и в  февраля 2019 г. было принято решение о создании ООПТ местного значения.

Для целей создания ООПТ было проведено комплексное экологическое обследование территории. В ходе обследования было обнаружено 11 видов редких и нуждающихся в охране растений. Из них 4 – кандык сибирский, ковыль перистый, ковыль Залесского и венерин башмачок крупноцветковый занесены в Красную книгу РФ; три – адонис пушистый, пальчатокореник Фукса и фиалка рассеченная в Красную книгу Кемеровской области; четыре – адонис сибирский, красоднев малый, любка двулистная и прострел раскрытый в Красную книгу Новокузнецкого района Кемеровской области.

На исследованной территории зарегистрировано 62 вида позвоночных животных. В Красную книгу РФ занесены курганник, большой подорлик, сапсан и лунь степной. В Красную книгу Кемеровской области и Новокузнецкого района – дербник и куропатка серая. 

В ходе проведенных исследований на планируемой территории ООПТ установлены новые местонахождения редких и исчезающих таксонов. Для Кемеровской области – впервые зафиксирован орел курганник (Красная книга РФ); для Новокузнецкого района – фиалка рассеченная (Красная книга Кемеровской области).

Проведение комплексного экологического обследования территории - показало, что детальное и профессиональное изучение биоразнообразия позволяет выявлять виды, нуждающиеся в охране даже на казалось бы ничем не примечательной территории. А это особенно актуально в Кузбассе, где большой процент площади нарушенных земель в районе городских и сельских населенных пунктов. 

27 сентября 2019 года Решением Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального района № 82-МНПА была создана ООПТ местного значения «Природный комплекс Тишинский».

ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИНЯТЫХ ДЕЙСТВИЙ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ/МЕХАНИЗМОВ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде и её защиты, в том числе оказания содействия в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий общественность использовала различные  методы: направление  коллективных обращений, освещение  деятельности по защите окружающей среды  в СМИ, участие в экологическом обследовании территории, мониторинг.

РЕЗУЛЬТАТ ДЕЙСТВИЙ

История создания этого ООПТ для угольного региона уникальна. 

На земельном участке, где предполагалась угледобыча открытым способом, благодаря совместным усилиям органов власти, общественности и науки удалось создать заповедный уголок природы общей площадью 3014,3 га. ООПТ «Природный комплекс Тишинский».

При этом лицензионный участок «Тишинский» располагается в охранной зоне ООПТ, что ограничивает использование земель участка для добычи полезных ископаемых.

Кроме того, на ООПТ сейчас идет проект «Территория биоразнообразия» разработанный АНО «Территория» в партнерстве с ООО «ИнЭкА-консалтинг», цель которого содействие снижению негативного воздействия промышленных предприятий на ООПТ «Природный комплекс Тишинский» с помощью инструментов общественного экологического контроля и мониторинга окружающей среды.

ПРАВОВЫЕ КОММЕНТАРИИ, ПОЯСНЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УСПЕШНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МЕТОДОВ

Основную роль в сохранении биоразнообразия играет система особо охраняемых природных территорий, и важно и нужно создавать такие зоны вокруг мегаполисов или даже внутри (если это возможно). 

Этот хороший пример создания такого соседства - промышленного города и ООПТ стал возможен благодаря совместным действиям АНО «Территория» https://ano-territoria.ru/ и ООО «ИнЭкА-консалтинг» https://ineca.ru/ непосредственно принимали участие в создании ООПТ вместо угольного разреза. 

Конечно, создание на данной территории ООПТ, даже с сохранением сельхозугодий, в краткосрочной перспективе привнесут существенно меньший денежный поток в муниципальный, региональный и федеральный бюджеты, чем новый угольный разрез и не создадут новые рабочие места. Но с учетом сохраненных экосистемных услуг и предотвращенного вреда здоровью населения и природной среде в непосредственной близи итак промышленно насыщенного г. Новокузнецка,   данное решение в наибольшей степени соответствует значимым для региона Целям устойчивого развития: (которые были приняты всеми государствами — членами ООН в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года) 6; 11; 13; 15; 17, особенно в долгосрочной перспективе:

  • ЦУР 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех» 
  • ЦУР 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов»
  • ЦУР 13 «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями»
  • ЦУР 15 «Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия»
  • ЦУР 17 «Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития» 

Для защиты своих прав на проживание в благоприятной окружающей среде и её защиты, в том числе оказания содействия в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий общественностью эффективно использованы  гарантированные российским законодательством нормы:

  • Статью 42 и 58 Конституции Российской Федерации, статьи 11, 12 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», гарантирующие гражданам право на благоприятную окружающую среду и   обязывающие ее сохранять;
  • Статью 33 Конституции РФ, часть 1 статьи 2 Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливающие право граждан и НКО  на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам;
  • Статьи 2, 5  Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" о праве граждан и НКО  оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. 
  • Статью 12, часть 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об охране окружающей среды" о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Сохранение и охрана природных комплексов и объектов, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации. При этом согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

На основании статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. 

Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статьей 5  Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", закреплены права граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды на оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении мероприятий по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Используя данные права, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации могут обращаться с предложениями в органы государственной власти и местного самоуправления по усилению мероприятий по охране особо охраняемых природных территорий, установлению конкретного режима при их организации, непосредственному участию при задержании правонарушителей, проведению биотехнических мероприятий, прочими предложениями, направленными на реализацию целей, задач, режима охраны действующих особо охраняемых природных территорий. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны учитывать такие предложения граждан, что, соответственно, должно предопределять выносимые ими решения по таким вопросам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право, кроме прочего, разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

Закрепленные в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" права представляют гражданам больше возможностей на участие в деятельности по охране и функционированию особо охраняемых природных территорий.

Статьей  95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что  на землях, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов. В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли определенных категорий, в том числе земли особо охраняемых природных территорий и объектов, подлежат использованию только по целевому назначению и в правовом режиме, определенном федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Для защиты  окружающей среды от негативного воздействия и здоровья граждан,  старайтесь использовать все предусмотренные законодательством  возможности. Изучайте сайты  общественных организаций и возможно, Вы найдете готовые алгоритмы действий. Обращайтесь на  сайты органов власти. Сегоня существует возможность подать жалобу или обращение, не выходя из дома, через электронные кабинеты. 

Для организации особо охраняемых природных территорий  вам понадобиться помощь  специалистов в этой области.  Найдите сторонников среди природоохранных организаций, которые уже имеют опыт такой деятельности. Привлекайте заинтересованных специалистов, работайте с местным населением объясняя важность сохранения природы и возможность создания  особых режимов  на ООПТ, которое могут сохранить и природу и образ жизни местного населения. 

В случае направления обращений, необходимо знать некоторые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Законом предусмотрено несколько видов обращений:

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

В любом из них, необходимо изложить факты и сформулировать  требования. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии. 

Гражданин, группа граждан в своем письменном обращении в обязательном порядке указывают:

  • либо наименование органа, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
  • свои фамилию, имя, отчество; 
  • почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • излагают суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату,
  • в случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, в форме электронного документа, дополняется к вышеперечисленным требованиям,  указанием адреса электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. 

Обращение о нарушении экологических прав граждан можно направить как в органы осуществляющие общий контроль и надзор  за соблюдением прав граждан: Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,    Прокуратуру, Уполномоченному по правам человека, так  и специально уполномоченные: Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральные службы: по надзору в сфере природопользования по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральные  агентства: водных ресурсов, лесного хозяйства, по недропользованию. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды,  главе региона.  Можно обратиться в законодательные органы власти Думу или депутатам.

При направлении обращения  мы может заблуждаться в полномочиях органа или должностного лица, которому обращение направляется. Если вы направили запрос не в тот государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу – не волнуйтесь, что ваше обращение не будет рассмотрено. Закон обязывает  органы и должностное лицо при получении обращения, содержащего вопросы, разрешение которых не входит в их компетенцию или превышает их полномочия, перенаправить данное обращение в компетентный орган, компетентному должностному лицу "по подведомственности". Если же решить поставленные гражданином в обращении вопросы можно лишь совместными усилиями нескольких компетентных органов или должностных лиц. То в такой ситуации всем органам и должностным лицам, которые будут участвовать в разрешении обращения по существу, направляются копии обращения. На такое перенаправление обращения и приложенных к нему материалов органу государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, первоначально получившим обращение гражданина, дается семь дней. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

 По результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства. 

Кроме письменных обращений, граждане могут обратиться устно, иногда звонок на горячую линию компетентного органа ускорят решение вопроса. К устным обращениям приравниваются обращения, которые могут поступать к руководителям и иным уполномоченным лицам по специально организованным "телефонам доверия", "горячим линиям", во время прямых эфиров по радио и телевидению, а также на  личном приеме. График личного приема граждан руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и уполномоченными на то лицами (информация о месте приема, порядке записи на прием, а также об установленных для приема днях и часах) утверждается руководителями соответствующих органов. График личного приема заблаговременно доводится до сведения населения, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в зданиях, где проводятся приемы граждан, располагаются государственные органы, органы местного самоуправления.

Ссылки 

  1. Проект «ООПТ вместо угольного разреза» 
  2. Проект «Территория биоразнообразия» 
  3. Цели в области устойчивого развития 

ДОКУМЕНТЫ

  1. Комплексное экологическое обоснование создания ООПТ