Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Защита Муринского парка в Санкт-Петербурге от застройки

Регион: Санкт-Петербург
Год: 2018-2020
Категория: судебное / не судебное

Краткое описание

Муринский парк – одна из зеленых зон Санкт-Петербурга, являющаяся для местных жителей этот участок полноценной зоной рекреации уже много лет, которой угрожает застройка. 

Скандал вокруг застройки начался летом 2018 года, когда местные жители выяснили, что правительство города передало застройщику ООО «Анна Нова» участок Муринского парка площадью 1,8 га для строительства второй очереди спорткомплекса NOVA ARENA по соседству с уже построенными и эксплуатируемыми объектами компании. Жители выступили за сохранение парка от застройки и за перенос строительства нового спорткомплекса за его пределы.

В сентябре и октябре 2018 года были проведены два флешмоба в защиту парка – в согласовании массового пикета активистам тогда отказали. Проблему привлекла внимание СМИ.

В конце октября 2018 года прошел первый согласованный митинг, на котором начался сбор подписей за сохранение Муринского парка от застройки и перенос строительства второй очереди NOVA ARENA в другое место. В ноябре 2018 года активистами было направлено обращение на имя Александра Беглова о проблеме застройки Муринского парка, к которому были приложены почти 1000 подписей жителей за сохранение парка. Кроме того, была организована массовая отправка личных обращений от жителей к Александру Беглову с просьбой не допустить застройки. На все обращения был получен стандартный ответ из аппарата тогдашнего вице-губернатора по строительству Игорю Албину о статусе участка – под застройку. Одиночные и массовые пикеты жителей и сбор подписей тем временем продолжались. 

В декабре 2018 года в рамках встреч с представителями «Зелёной коалиции», которая объединяет инициативные группы, защищающие от застройки зеленые зоны в разных частях города, состоялся прием защитников Муринского парка у Игоря Албина. По итогам встречи вице-губернатор поручил Комитету по инвестициям организовать в декабре 2018 встречу инвестора с жителями, на которой будет представлена концепция второй очереди NOVA ARENA, которая в итоге так и не состоялась. Администрация Калининского района также поддерживала застройку и подчеркивала законность предоставления участка застройщику и важность строительства нового спорткомплекса на месте «гадюшника», который надо как-то обустроить. 

Отдельным этапом борьбы за сохранение парка в 2018 года стало рассмотрение петербургским Законодательным Собранием закона о зеленых насаждения общего пользования (ЗНОП). Депутаты Борис Вишневский, Михаил Амосов и Алексей Ковалев подали поправки в закон о возвращении 1,8 га Муринского парка в состав ЗНОП. Однако эти поправки не были приняты, так как участок не прошел обязательную инвентаризацию, и в отношении него заключен договор аренды с инвестором.

Тем не менее, несмотря на отдельные неудачи защитники Муринского парка продолжали сбор подписей, информирование населения, поиск сторонников, привлечение внимания СМИ акциями в защиту парка.

С января по март 2019 года защитники Муринского парка продолжали активно действовать. Приняли участие в слушаниях по Правилам землепользования и застройки, ходе которых подали предложения и замечания по возвращению участка 1,8 га Муринского парка в зону ТР2. Проводили яркие акции – «митинг снеговиков», которые держали плакаты против застройки, и нарисовали пищевыми красками сердце Муринского парка. Подали заявки на участие в проекте «Твой бюджет» с целью облагораживания участка 1,8 га Муринского парка и соседствующей с ней территории (и в последствии выиграли бюджетные средства на установку освещения во второй очереди парка). Подали 53 заявки на инвентаризацию участка 1,8 га Муринского парка. Запросили в комитетах через депутатов Тихонову Н.Г. и Дмитриеву О.Г. документацию, выданную застройщику. Приняли участие в нескольких городских митингах по проблемам зелёных зон и другим экологическим проблемам, продолжили собирать подписи.

На новые обращения жителей в адрес Александра Беглова, теперь уже на его личной странице в социальной сети ВКонтакте, приходили формальные ответы, которые в дальнейшем дополнились указанием на репутационный риск в отношении инвестиционного климата Санкт-Петербурга в случае включения в ЗНОП земельного участка, предоставленного под реализацию инвестиционного проекта. Жители также подавали обращения на личный приём у Александра Беглова и вице-губернаторов Николая Линченко, Эдуарда Батанова и Любови Совершаевой.

5 апреля 2019 застройщик получил разрешение на строительство. В ответ на это депутат Борис Вишневский направил обращение на имя Александра Беглова с просьбой отменить разрешение на строительство и включить участок 1,8 га Муринского парка в ЗНОП, однако получил ответ, что оснований для отмены строительства нет.

23 апреля состоялись публичные слушания, в ходе которых застройщик запросил разрешение на отклонение от предельных параметров строительства для увеличения площади застройки внутри своего участка, чтобы разместить большее количество спортивных полей, чем позволяет официально разрешённая ширина участка. В ходе слушание и ознакомления с проектной документацией выяснилось также еще ряд нарушений, на которые указали в своих замечаниях как жители, так и депутаты Законодательного собрания Борис Вишневский, Надежда Тихонова, Михаил Амосов. Жители единодушно высказались против застройки. 

Тем временем защитникам четыре раза подряд было отказано в проведении митинга в Муринском парке под предлогом проведения работ по благоустройству, однако они не сдались и 28 апреля организовали флешмоб «Народный щит Муринского парка»: 130 человек заслонили живым щитом планируемый под застройку участок, взявшись за руки и скандируя «Это наш парк!».

В июле 2019 года активисты подали иск в Куйбышекский районный суд об отмене разрешения на строительство второй очереди спорткомплекса «Нова Арена» и признании незаконным изменения назначения территории 1,8 га из зоны «рекреация» в зону «спорт». Ответчиком по иску выступал Госстройнадзор, выдавший разрешение на строительство. 

9 июня 2020 года городской суд Санкт-Петербурга признал, что перевод 1,8 га Муринского парка из зоны «рекреация» в зону «спорт» незаконен. Суд принял во внимание противоречия между картой РГИС (Региональная информационная система) и сведениями, полученными из комитета имущественных отношений.  То есть, согласно РГИС, часть земельного участка, который был отнесён к зоне «спорт», до сих пор является территорий «зелёных насаждений общего пользования», хотя в документах профильных комитетов уже не числилась таковой. В свою законодательство Санкт-Петербурга запрещает уменьшение размера ЗНОП, если в районе не соблюдается минимальная обеспеченность зелеными насаждениями, что и имеет место в Калининском районе Санкт-Петербурга. Суд не согласился с позицией ответчика в лице правительства Петербурга согласно которой, внеся изменения в правила землепользования и застройки (ПЗЗ), можно не соблюдать закон о ЗНОП. Таким образом, попытки уменьшить площадь зелёной зоны оказались несостоятельными.

Кроме того, в правила землепользования и застройки изменения о разрешенном использовании земельного участка были внесены, в генплан города – нет. Суд отметил, что последовательность действий по изменению вида разрешенного использования участка, которая начинается с изменения ПЗЗ, а только затем предполагает внесение изменений в Генплан, противоречит законодательству.

2 сентября 2020 года Второй апелляционный суд общей юрисдикции оставил решение городского суда Санкт-Петербурга в силе.

После вступления решения суда в законную силу иск вернулся в Куйбышевский районный суд, который 8 декабря 2020 года отменил разрешение Госстройнадзора на строительство в зеленом массиве второй очереди спортивного сооружения.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Одиночные и массовые пикеты, сбор подписей,  флешмобы #ЗаМуринскийПарк, митинги, защита интересов в суде, создание инициативной группы и страницы Вконтакте, расклейка листовок на информационных досках, обращение и запросы в органы власти, сбор подписей на имя Губернатора Полтавченко, объединение с единомышленниками, в том числе с такими движениями, как «Красивый Петербург» и «Зелёная коалиция», освещение в СМИ.

Результат действий

Благодаря активности местных жителей застройку парка удалось предотвратить.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

Для подготовки искового заявления и обращения в суд стоит обращаться за помощью к профессиональным юристам и адвокатам, разбирающимся как в правового регулировании конкретного вопроса, так и в юридических тонкостях процесса. Именно так и поступили жители в приведенном примере.

Однако есть немало действий, которые могут быть организованы и самими активными жителями, главное – проводить их в рамках требований закона.

1. Земли в Российской Федерации делятся на категории в зависимости от целей их использования. Это один из основополагающих принципов российского земельного законодательства (см. статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, все земли в Российской Федерации относятся в одной из семи категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населённых пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи … и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В зависимости от принадлежности того или иного участка к определенной категории земель на нем разрешены или запрещены определенные виды деятельности. Кроме того, это влияет на возможность возникновения определенных прав на них. Так, например, лесные участки не могут находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На землях населенных пунктов выделяются территориальный зоны (см. статью 85 Земельного кодекса): жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иные. Данный перечень является открытым, то есть на основании нормативно-правовых актов более низкого уровня возможно установление не перечисленных в нем видов зон. Название этих зон указывает на типы хозяйственной деятельности, разрешенных в границах той или иной зоны. В плане охраны от посягательств наибольшее значение имеют рекреационные зоны, в которые входят городские леса, парки, и т.д., а также зоны, где расположены особо охраняемые территории, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 

Территориальные зоны в обязательном порядке закрепляются в генеральном плане населенного пункта, который является необходимы документом территориального планирования (см. статью 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план населенного пункта утверждается представительным органом местного самоуправления. Генеральный план должен включать в себя карту функциональных зон, на которой отмечено, к какой именно зоне относится тот или иной участок в границе населенного пункта и какие виды деятельности на нем разрешены. Указанные документы можно найти на официальных сайтах администраций населенных пунктов. 

Выявленное несоответствие между информацией, содержащейся в градостроительных документах, и реальному использованию территорий в пределах определенной зоны являются поводом для обращения в органы власти. Часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусматривает, что «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Но, зачастую изменения в генеральный план вносятся по инициативе администрации, часть из которых идет не на пользу экологии. Однако такие изменения, как и первоначальный проект плана, в обязательном порядке обсуждаются с населением – проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса. К сожалению, жители далеко не всегда пользуются этой возможностью высказать свое мнение, но бывают и случаи намеренных манипуляций со стороны местных властей. Кодекс практически ничего не говорит о порядке уведомления жителей о месте и времени таких слушаний, он лишь упоминает, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок организации слушаний утверждается на местном уровне, где размещать оповещение, также решает местный представительный орган власти. Поэтому стоит тщательно выяснять, каким документом утвержден порядок проведения публичных слушаний в конкретном населенном пункте, каков порядок публикации извещений о них и отслеживать информацию о публикации таких извещений. Чтобы привлечь как можно больше участников, необходимо массово оповещать жителей о предстоящих публичных слушаниях по изменениям в генеральный план по всем возможным информационным каналам.

Стоит отметить, что заключение о результатах публичных слушаний является по сути рекомендательным для главы местной администрации – именно он принимает о согласии с проектом или его отклонении и доработке и может не учесть отрицательные мнение общественности. В случае, если мнение общественности учтено не было, возможно использовать другие гарантированные законом возможности организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, чьи экологические права также были нарушены принятым решением.

3. Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме. 

Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФОИ подписантов, адрес мести жительства и подпись. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе. 

После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.

Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, пописывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.

3. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы.

4. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Защитники Муринского парка выиграли суд против строительства!
  2. Муринский парк защитили от застройки
  3. Муринский парк защитили в суде
  4. Муринский парк: жители Петербурга против спорта? 
  5. За сохранение Муринского парка
  6. «Анне Нове» добавили три года
  7. Парку — парк
  8. Суд встал на сторону зелени