Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Защита памятников природы «Река Анна» и «Лагуна Буссе» от промышленного вылова лососей

Регион: Сахалинская область
Год: 2014-2015
Категория: судебное

Описание проблемы:

В январе 2014 года правительство Сахалинской области начало работу по созданию рыбопромысловых участков для промышленного рыболовства тихоокеанских лососей на 13 нерестовых реках.  Две реки из этого списка находились на особо охраняемых природных территориях регионального значения: река Анна – на территории памятника природы «Река Анна», и река Шишкевича – памятника природы «Лагуна Буссе». Положения об этих ООПТ запрещали промышленное рыболовство на их территории. 

Проблема промышленного рыболовства в нерестовых реках на Сахалине стоит очень остро, поскольку ориентировано оно исключительно на тихоокеанских лососей – горбушу и кету, каждое лето массово идущих в реки на нерест и абсолютно беззащитных перед рыбопромышленниками. Опыт последних 10 лет показал, что речное промышленное рыболовство на Сахалине стремительно истощает лососевые популяции и буквально опустошает реки – несмотря на то, что формально оно всегда велось «в целях предотвращения переполнения нерестилищ тихоокеанских лососей». 

4 февраля 2014 года Правительство Сахалинской области приняло постановление № 48 «О внесении изменений в постановление администрации Сахалинской области от 19.02.2009 № 51-па «Об утверждении границ и режима особой охраны территории памятников природы регионального значения Сахалинской области по результатам инвентаризации, проведенной в 2007 году». Этим нормативным правовым актом предлагалось внести изменения в положения о памятниках природы «Река Анна» и «Лагуна Буссе» и разрешить в них промышленное рыболовство тихоокеанских лососей на рыбопромысловых участках для предотвращения заморных явлений. Фактически это постановление снимало правовые препятствия перед созданием на заповедных реках рыбопромысловых участков и тем самым узакониванием устанавливаемых ранее на этих реках рыбоучетных заграждений (РУЗов), которые, в реальности всегда  предназначались совсем не для учета рыбы, а для ее вылова в промышленных масштабах. 

Предпринятые действия:

Обращение в суд. РОО «Экологическая вахта Сахалина» обратилась в Сахалинский областной суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта – указанного выше постановления № 48 от 4 февраля 2014 года. В обоснование иска экологи указали, что предлагаемые изменения в режим памятников природы разрешают хозяйственную деятельность, которая ранее там запрещалась. В связи с этим, на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе», проект  оспариваемого постановления должен был пройти государственную экологическую экспертизу, поскольку представляет собой документ нормативно-технического характера, а предусмотренное им изменение режима особой охраны памятников природы и разрешение промышленного рыболовства на их территории может  оказать негативное воздействие на окружающую среду и природные комплексы данных ООПТ.

Экологи привели в пример судебную практику Верховного суда РФ: Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2012 N 32-АПГ12-17, Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2010 N 86-Г10-28, Определение Верховного Суда РФ от 18.11.2009 N 8-Г09-33.

Также истцы указали на то, что оспариваемое постановление № 48 противоречит статьям 18, 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», поскольку такой вид промышленного рыболовства как «промышленное рыболовство тихоокеанских лососей для предотвращения заморных явлений» в законе не предусмотрен.

Результат:

30 мая 2014 года Сахалинский областной суд вынес решение об удовлетворении заявления экологов. Однако в мотивировочной части суд не согласился с доводами истцов о том, что постановление областного правительства должно проходить государственную экологическую экспертизу. Постановление было признано незаконным и отменено только из-за отсутствия согласования Министерства природных ресурсов России, требуемого Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

Правительство Сахалинской области обратилось с апелляцией в Верховный суд России. «Эковахта Сахалина» направила возражения на апелляционную жалобу, в которых не только оспорила доводы ответчика, но и попросила вторую инстанцию изменить мотивировочную часть решения в связи с неправильным применением норм материального права. Так, Сахалинский областной суд указал, что оспариваемое постановление № 48 не является объектом экологической экспертизы поскольку не содержит сведений об изменении границ памятников природы «Река Анна» и «Лагуна Буссе», а также конкретные технические требования, связанные с производственными процессами. Однако, по мнению истцов, упомянутое постановление вносило изменения в режим особой охраны памятников природы, которые сужали ограничительные природоохранные меры, разрешая новый вид деятельности. Указанные изменения носят нормативно-технический характер, поскольку непосредственно общественные отношения не регулируют, не содержат норм поведенческого характера, а разрешают определенному кругу лиц (владельцам рыбопромысловых участков), осуществлять определенный производственный процесс (промышленное рыболовство). Сложившаяся судебная практика Верховного суда РФ подтверждала эти доводы и устанавливала, что любые правовые акты, вносящие изменения в перечень разрешенной или запрещенной деятельности на территории ООПТ, изменяющие площадь и границы ООПТ, носят нормативно-технический характер, следовательно, подлежат государственной экологической экспертизе.

Кроме того, 06 июня 2014 года Министерство природных ресурсов и экологии РФ в ответ на запрос областного суда (который поступил уже после вынесения решения) также указало на обязательность проведения государственной экологической экспертизы проекта постановления правительства области.

03 сентября 2014 года Верховный суд РФ вынес апелляционное определение, которым не только оставил в силе решение Сахалинского областного суда, но и согласился со всеми аргументами «Эковахты Сахалина», указав в судебном акте, что разрешение промышленного рыболовства в особо охраняемых природных территориях все-таки подлежит государственной экологической экспертизе. 

Однако это еще была не окончательная победа, поскольку Правительство Сахалинской области теперь решило внедрить рыбопромысловые участки и промышленное рыболовство в ООПТ законным путем и пройти весь процесс оценки воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы проекта постановления об изменении охранного режима ООПТ. В ноябре 2014 года в Южно-Сахалинске были объявлены общественные слушания. Но и тут чиновники допустили массу нарушений. В документации, выставленной на общественные обсуждения, отсутствовали материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которую планировалось разрешить на особо охраняемых природных территориях. Заказчик - Министерство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, не выполнил все этапы проведения ОВОС и требования по информированию общественности. Обращение об этом «Эковахта Сахалина» направила в сахалинскую природоохранную прокуратуру. 

Одновременно экологи начали процесс организации общественной экологической экспертизы проекта постановления – зарегистрировали заявление, опубликовали уведомление для населения и запросили материалы для проведения ОЭЭ у заказчика. 

Для участия в общественных слушаниях «Эковахта» привлекла большое количество участников и, в результате, подавляющим большинством голосов сахалинцы на слушаниях проголосовали против разрешения промышленного рыболовства в памятниках природы «Река Анна» и «Лагуна Буссе». 

Учитывая все это, власти отказались от разрешения промышленного рыболовства и создания рыбопромысловых участков на этих ООПТ и внесения соответствующих изменений в их режим. Поэтому и проведение общественной экологической экспертизы не понадобилось, однако начало процедуры ее проведения сыграло свою профилактическую роль.

Но и это еще не конец истории. В июле 2015 года в постановление Администрации Сахалинской области от 19.02.2009 № 51-па, утверждающее границы и режим особой охраны территории памятника природы «Река Анна», были внесены изменения, исключающие возможность добычи (вылова) тихоокеанских лососей на рыбоучетных заграждениях для предотвращения заморных явлений в этой реке. Теперь положение об ООПТ запрещает промышленное рыболовство в реке Анна полностью и однозначно.

Комментарии:

В этом примере использованы такие правовые методы, как обращение с исковым заявлением в суд, обращения в органы государственной власти, участие в общественных слушаниях, вовлечение экспертного сообщества и волонтеров, организация общественной экологической экспертизы. 

Можно обратить внимание на полезное использование возможностей апелляции для исправления мотивировочной части решения суда. Если вы выиграли дело, но не удовлетворены теми доводами, которыми суд обосновал вынесенное решение, то в случае обжалования судебного акта противной стороной, вы можете при подаче возражений на апелляционную жалобу просить суд высшей инстанции изменить (дополнить) мотивировочную часть решения и рассмотреть те ваши доводы, которые не учел или отклонил суд первой инстанции. Как показывает данный пример, этот подход вполне работает. 

Ссылки:

Статья «Областной суд рассмотрит законность РПУ в памятниках природы»

Статья «Эковахта окончательно выиграла суд в защиту заповедных рек на Сахалине» 

Статья «Правительство области возобновило попытки создать РПУ на реках Анна и Шешкевича»

Статья «Сахалинцы высказались против разрешения промышленного рыболовства на заповедных территориях»

Документы по делу на сайте РОО «Экологическая вахта Сахалина»

Статья «РУЗ на Анне всё!»


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.