Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Защита парка 300-ления Санкт-Петербурга от застройки

Регион: город Санкт-Петербург
Год: 2019-2020
Категория: не судебное

Краткое описание 

Жители северных районов Петербурга борются за спасение парка 300-летия Санкт-Петербурга от застройки уже длительное время. Сейчас парку угрожает новый проект. На участке площадью почти 3 га «Плаза Лотос Групп» планирует строить многофункциональный комплекс, архитектурный эскиз которого в конце 2019 года представили на Градостроительном совете. Проект застройки преподносится как гостиница, но, по сути, скорее является жилым домом. В случае его постройки будет уничтожена значительная часть дефицитных зелёных насаждений, возникнут проблемы с парковками и транспортной доступностью, что в свою очередь к нарастанию конфликта с местными жителями.

В петиции в защиту парка, созданной на сайте Change.org, собравшей более 96 тысяч подписей, отмечается, что парк 300-летия – это уникальный и единственный в своем роде парк, расположенный на побережье Финского залива с гранитной набережной, и являющийся одним из главных мест отдыха жителей Приморского района. «Парк перегружен, его уже и так значительно урезали, а очередное сокращение его территории не позволит отдыхающим со всего города проводить в нем комфортно время», — отметил местный житель Дмитрий Гаврилов. Соавтор концепции парка 300-летия Владимир Верховых также отмечал, что за время существования парка его площадь урезали с 80 до 50 гектаров.  

Защитники парка действуют в рамках правового поля и накапливают аргументы, помогающие спасти зеленое побережье на участке, где ООО «Лотос Плаза Групп» планирует разместить гостиницу. Куратор общественного движения «Красивый Петербург» в Приморском районе Роман Шайхайдаров, выступающий от лица жителей Приморского проспекта и ЖК «Золотая Гавань» считает, что застройщику нужно отказаться от идеи реализации проекта именно в этом месте, поскольку противоречие с жителями не разрешено: «У нас, активных жителей, дальше возможен исключительно правовой путь, мы следуем в правовом русле. То, что мы сейчас делаем — это попытки решения вопроса досудебным путем. Каждый шаг — это аргумент в нашу пользу при переходе вопроса от досудебного к судебному. Мы спокойно, планомерно готовимся к судебным процессам, при этом предлагая на каждом этапе застройщику отказаться от проекта».

В начале 2020 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу выдало правительству города предупреждение о необходимости отмены постановления акта о предоставлении «Плазе Лотос Групп» участка на Приморском проспекте. Ведомство отметило, что документ о предоставлении участка вместе с постановлением Смольного о стратегическом инвестпроекте строительства сети гостиниц выдан с нарушением процедуры присвоения статуса стратегического инвестора и федерального закона об инвестиционном товариществе. Следовательно, предоставление участка без торгов нарушает антимонопольное законодательство. Застройщик ООО «Плаза Лотос Групп» оспорил в арбитражном суде предписание УФАС о расторжении договора аренды и получил решение в свою пользу, однако апелляционный суд по жалобе УФАС отменил решение первой инстанции. Таким образом, предупреждение ведомства осталось в силе. Активисты, выступающие против строительства на территории зеленой зоны, планируют использовать позицию УФАС в борьбе с застройщиком.

Летом 2020 года активистам удалось добиться успеха в борьбе с застройкой прибрежной зелёной зоны, входившей в состав парка 300-летия Санкт-Петербурга, когда Городской Градостроительный совет отправил проект застройки ООО «Плаза Лотос Груп» на доработку. У защитников прибрежного парка появилось дополнительное время на подготовку и проведение мероприятий по защите участка. «Это хоть и промежуточный, но очень важный успех достигнут во многом благодаря помощи депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от «Яблока» Бориса Вишневского, который оперативно реагирует на обращения жителей, помогает многим группам активистов города. Он приехал к нам в парк, посмотрел облагороженный жителями участок и убедился, что застраивать его ни в коем случае нельзя», - прокомментировал это событие один из активистов-защитников парка Роман Шайхайдаров.

Кроме того, по заказу Инициативной группы проведена инвентаризация зеленых насаждений участка с помощью современных технологий. В результате было выявлено, что на участке более 29 видов деревьев и кустарников, возраст самых старых из них – 65 лет, 85% деревьев и кустарников в удовлетворительном и хорошем состоянии. Итоги инвентаризации были доведены до сведения Комитета по благоустройству при Правительства Санкт-Петербурга, а также депутатов Законодательного собрания города. Этот документ можно будет также использовать при судебных разбирательствах, где форма документа и его соответствие различным регламентам будет иметь основополагающее значение.

Активисты намерены сохранить зеленую зону до момента ее возвращения в состав парка 300-летия Санкт-Петербурга. Это, в свою очередь, поможет приблизиться к установленным нормам обеспеченности граждан зелеными насаждениями в Приморском районе.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Обращение в органы власти, проведение публичных мероприятий, размещение петиции на сайте Change.org, информационная кампания в группе Вконтакте, участие в общественных обсуждениях и публичных слушаниях.

Результат действий

Парк удается сохранить, не допуская его масштабной застройки.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Земли в Российской Федерации делятся на категории в зависимости от целей их использования. Это один из основополагающих принципов российского земельного законодательства (см. статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, все земли в Российской Федерации относятся в одной из семи категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населённых пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи … и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В зависимости от принадлежности того или иного участка к определенной категории земель на нем разрешены или запрещены определенные виды деятельности. Кроме того, это влияет на возможность возникновения определенных прав на них. Так, например, лесные участки не могут находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На землях населенных пунктов выделяются территориальный зоны (см. статью 85 Земельного кодекса): жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иные. Данный перечень является открытым, то есть на основании нормативно-правовых актов более низкого уровня возможно установление не перечисленных в нем видов зон. Название этих зон указывает на типы хозяйственной деятельности, разрешенных в границах той или иной зоны. В плане охраны от посягательств наибольшее значение имеют рекреационные зоны, в которые входят городские леса, парки, и т.д., а также зоны, где расположены особо охраняемые территории, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 

Территориальные зоны в обязательном порядке закрепляются в генеральном плане населенного пункта, который является необходимы документом территориального планирования (см. статью 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план населенного пункта утверждается представительным органом местного самоуправления. Генеральный план должен включать в себя карту функциональных зон, на которой отмечено, к какой именно зоне относится тот или иной участок в границе населенного пункта и какие виды деятельности на нем разрешены. Указанные документы можно найти на официальных сайтах администраций населенных пунктов. 

Выявленное несоответствие между информацией, содержащейся в градостроительных документах, и реальному использованию территорий в пределах определенной зоны являются поводом для обращения в органы власти. Часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусматривает, что «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Но, зачастую изменения в генеральный план вносятся по инициативе администрации, часть из которых идет не на пользу экологии. Однако такие изменения, как и первоначальный проект плана, в обязательном порядке обсуждаются с населением – проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса. К сожалению, жители далеко не всегда пользуются этой возможностью высказать свое мнение, но бывают и случаи намеренных манипуляций со стороны местных властей. Кодекс практически ничего не говорит о порядке уведомления жителей о месте и времени таких слушаний, он лишь упоминает, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок организации слушаний утверждается на местном уровне, где размещать оповещение, также решает местный представительный орган власти. Поэтому стоит тщательно выяснять, каким документом утвержден порядок проведения публичных слушаний в конкретном населенном пункте, каков порядок публикации извещений о них и отслеживать информацию о публикации таких извещений. Чтобы привлечь как можно больше участников, необходимо массово оповещать жителей о предстоящих публичных слушаниях по изменениям в генеральный план по всем возможным информационным каналам.

Стоит отметить, что заключение о результатах публичных слушаний является по сути рекомендательным для главы местной администрации – именно он принимает о согласии с проектом или его отклонении и доработке и может не учесть отрицательные мнение общественности. В случае, если мнение общественности учтено не было, возможно использовать другие гарантированные законом возможности организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, чьи экологические права также были нарушены принятым решением.

 

2. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы. 

3. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

4. Массовый сбор подписей с помощью сети Интернет. Помимо сбора подписей «на бумаге» сейчас существуют специальные сайты, которые позволяют серьезно облегчить процесс распространения вашего обращения и массового сбора подписей, а также охватить более широкую аудиторию. Помимо собственно сбора подписей онлайн-петиция позволяет рассказать о проблеме большому количеству людей, и, если она хорошо составлена и затрагивает важную проблему, пользователи станут делиться ею и пересылать своим знакомым. Люди смогут поддержать ее, даже не собираясь принимать участие в более активных действиях. Одной из наиболее популярных международных платформ для создания и продвижения петиций, доступной для русскоязычной аудитории, можно назвать сайт change.org/ru, который объединяет более 110 млн пользователей. Он предлагает удобные функции в сочетании с простотой использования. Любой человек может создать собственную петицию и в реальном отслеживать количество подписантов. Подписанную петицию можно одновременно продвигать и на других ресурсах. также одновременно продвигать петицию на других ресурсах. Так, после подписания человек может опубликовать соответствующую ссылку на своих страницах в соцсетях или других ресурсах, что помогает ее распространению.

Ссылки

  1. ​Симбиоз науки и бюрократии помогает защитникам парка 300-летия Санкт-Петербурга
  2. УФАС предупредил Смольный о необходимости забрать у «Плаза Лотос Групп» участок около парка 300-летия Петербурга
  3. УФАС усмотрело нарушение закона в передаче участка в парке 300-летия Петербурга инвестору без торгов
  4. Требуем законодательно остановить уничтожение Парка 300-летия Санкт-Петербурга!
  5.  ​В защите зелёных зон Санкт-Петербурга годятся и лоббизм, и умелые руки
  6. Сохраним наш парк 300-летия СПб!!!