Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Защита «Селятинского леса»

Регион: Московская область
Год: 2015
Категория: не судебное

Краткое описание 

Поселок Селятино в Наро-Фоминском районе Московской области был основан в середине 50-х годов прошлого века для строительства жилья для работников всесоюзного треста «Гидромонтаж». В начале 1990-х трест был преобразован в открытое акционерное общество, а в 1992 году глава Наро-Фоминского района передал предприятию примыкающий к поселку участок леса площадью 73 га в бессрочное пользование. 

В 2012 году появились слухи, что этот лес на этом участке собираются вырубить для строительства нового жилого района. Местные активисты направили запросы во всевозможные инстанции и вскоре выяснили, что разрабатывается новый генеральный план городского поселения, в котором этот лесной участок был отдан под коммерческое строительство. Кроме того, под застройку планировалось отдать и несколько парков в черте поселка. 

Несмотря на усилия активистов, рощу в черте поселка спасти не удалось, но борьба за нее помогла привлечь внимание к проблеме вырубки леса. Инициативная группа проводила автопробеги, собрания и митинги, число участников которых увеличивалось от раза к разу. В самые сложные моменты активисты прибегали к акциям прямого действия, например, останавливали тяжёлую технику, пригнанную для вырубки одного из парков, что иной раз заканчивалось задержаниями участников и административными арестами, но неизменно создавало информационный повод и привлекало внимание СМИ.

В феврале 2013 года активисты начали ежедневное пикетирование здания правительства Московской области в Красногорске – в результате состоялись переговоры, по итогам которых ответственный сотрудник правительства вместе с пикетчиками отправился к главе Наро-Фоминского района Александру Баранову.

Помимо этого, инициативной группе за несколько месяцев удалось собрать 4 тысячи подписей за сохранение леса и парков. Избирательная кампания 2013 года в Подмосковье совпала с острой фазой противостояния противников строительства в Селятинском лесу – тогда о конфликте писали все СМИ. В сентябре должны были пройти выборы главы региона, и временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Воробьев в апреле приехал в Селятино и в ответ на переданные подписи жителей пообещал, что коммерческое жилье в лесу строить не будут.

Вслед за Воробьевым в дело вмешался Комитет лесного хозяйства правительства области. Еще в 2012 суд обязал районную администрацию продать участок застройщику – тресту «Гидромонтаж». Комитет лесного хозяйства оспорил судебное решение о продаже леса. В апелляционной жалобе комитет указал, что спорный участок – это земли лесного фонда, по закону находящиеся в федеральной собственности. Они могут передаваться в пользование или аренду, но проданы быть не могут. Арбитражный апелляционный суд с этими доводами согласился и решение первой инстанции отменил. Кроме того, Комитет подал иск об изъятии участка из незаконного пользования. В феврале 2015 года Арбитражный суд Московского округа удовлетворил эти требования. Суд установил, что глава Наро-Фоминского района в 1992 году был не вправе передавать лес тресту, потому что не было соответствующего решения Совета народных депутатов. Таким образом, претензии треста на лес изначально были юридически необоснованными. В августе того же года это решение подтвердил Верховный Суд.

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Протесты, пикеты, автопробеги, собрания и митинги, обращения в органы власти, сбор подписей, запрос официальной информации, информационная кампания в сети Интернет и СМИ.

Результат действий

Селятинский лес удалось спасти от вырубки и предотвратить застройку жилыми домами.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Земли в Российской Федерации делятся на категории в зависимости от целей их использования. Это один из основополагающих принципов российского земельного законодательства (см. статью 1 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, все земли в Российской Федерации относятся к одной из семи категорий земель: сельскохозяйственного назначения; населённых пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи … и иного специального назначения; особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. В зависимости от принадлежности того или иного участка к определенной категории земель на нем разрешены или запрещены определенные виды деятельности. Кроме того, это влияет на возможность возникновения определенных прав на них. Так, например, лесные участки не могут находиться в частной собственности. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в специальном порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На землях населенных пунктов выделяются территориальный зоны (см. статью 85 Земельного кодекса): жилые; общественно-деловые; производственные; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов и иные. Данный перечень является открытым, то есть на основании нормативно-правовых актов более низкого уровня возможно установление не перечисленных в нем видов зон. Название этих зон указывает на типы хозяйственной деятельности, разрешенные в границах той или иной зоны. В плане охраны от посягательств наибольшее значение имеют рекреационные зоны, в которые входят городские леса, парки, и т.д., а также зоны, где расположены особо охраняемые территории, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 

Территориальные зоны в обязательном порядке закрепляются в генеральном плане населенного пункта, который является необходимым документом территориального планирования (см. статью 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Генеральный план населенного пункта утверждается представительным органом местного самоуправления. Генеральный план должен включать в себя карту функциональных зон, на которой отмечено, к какой именно зоне относится тот или иной участок в границе населенного пункта и какие виды деятельности на нем разрешены. Указанные документы можно найти на официальных сайтах администраций населенных пунктов. 

Выявленное несоответствие между информацией, содержащейся в градостроительных документах, и реальным использованием территорий в пределах определенной зоны является поводом для обращения в органы власти. Часть 16 статьи 24 Градостроительного кодекса предусматривает, что «заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план». Но зачастую изменения в генеральный план вносятся по инициативе администрации, часть из которых идет не на пользу экологии. Однако такие изменения, как и первоначальный проект плана, в обязательном порядке обсуждаются с населением: проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 Градостроительного кодекса. К сожалению, жители далеко не всегда пользуются этой возможностью высказать свое мнение, но бывают и случаи намеренных манипуляций со стороны местных властей. Кодекс практически ничего не говорит о порядке уведомления жителей о месте и времени таких слушаний, он лишь упоминает, что срок проведения публичных слушаний «с момента оповещения жителей» до дня опубликования заключения об их результатах не может быть менее одного и более трех месяцев. Порядок организации слушаний утверждается на местном уровне, где размещать оповещение, также решает местный представительный орган власти. Поэтому стоит тщательно выяснять, каким документом утвержден порядок проведения публичных слушаний в конкретном населенном пункте, каков порядок публикации извещений о них, и отслеживать информацию о публикации таких извещений. Чтобы привлечь как можно больше участников, необходимо массово оповещать жителей о предстоящих публичных слушаниях по изменениям в генеральном плане по всем возможным информационным каналам.

Стоит отметить, что заключение о результатах публичных слушаний является по сути рекомендательным для главы местной администрации – именно он принимает решение о согласии с проектом или его отклонении и доработке и может не учесть отрицательное мнение общественности. В случае, если мнение общественности учтено не было, можно использовать другие гарантированные законом возможности организации общественных кампаний и вовлечения в активную деятельность как можно большего числа сограждан, чьи экологические права также были нарушены принятым решением. 

2. Массовый сбор подписей. Статья 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусматривает, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При этом коллективное обращение будет отличаться от индивидуального только количеством подписей под ним. Следует иметь в виду, что подписи должны быть поставлены гражданами собственноручно и непосредственно под текстом. Подписи можно собирать прежде всего среди жителей того района или населенного пункта, которые напрямую затрагивает проблема, описываемая в обращении. Это удобно делать в выходные или праздничные дни в посещаемых местах, а также публичных мероприятиях, посвященных данной проблеме. 

Бланк подписного листа должен включать в себя компактный, чёткий и понятный текст обращения с выдвигаемыми требованиями, после которого вставляется таблица с указанием ФИО подписантов, места жительства и подписи. Важно, чтобы и текст, и таблица умещались на одной стороне одного листа, причем, если листов больше одного, то текст обращения должен быть продублирован на каждом подписном листе. 

После окончания сбора подписей копии подписных листов направляются в органы власти, а оригиналы хранятся у ответственного лица. Это даст возможность направить обращение в несколько инстанций.

Направляемое в органы власти обращение должно быть оформлено строго в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Под текстом обращения необходимо указать количество прилагаемых листов с подписями. В поле «от кого» пишется «от жителей… [поселка, города, области и т.д.]» и перечисляются все муниципальные образования и субъекты, где были собраны подписи. Обращение распечатывается в двух экземплярах, подписывается любым из членов инициативной группы (с указанием его ФИО и даты подписания) и отвозится нарочным в приемную органа государственной власти, которому оно адресовано. Один экземпляр с копиями подписных листов отдается должностному лицу или в экспедицию, второй остается у заявителя с отметкой о принятии обращения.

3. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публичной кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  • собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  • митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  • демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  • шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  • пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил ее проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания, либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета – не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, а проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые акты субъектов РФ, детализирующие его нормы.

Ссылки

  1. Подборка по теме Селятинский лес
  2. Спасём Селятинский лес
  3. Лес в большом городе: две истории защиты городских и пригородных лесов
  4. Селятинский лес отбили у застройщика! 
  5. Чиновники пообещали сохранить подмосковный Селятинский лес


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.