Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Защита шихана Куштау от разработки

Регион: Республика Башкортостан
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание

История противостояния между местными жителями, которые считают шиханы священными, и производителями соды, началась достаточно давно. Но в конце лета 2020 года она обострилась и вылилась в открытое противостояние – разгорелся конфликт вокруг шихана Куштау в Ишимбайском районе Башкирии, разработку которого планировала (во всяком случае, до недавнего времени) начать Башкирская содовая компания.

В Башкирии есть три уникальных горы-шихана – Торатау, Юрактау и Куштау, представляющие собой рифовые барьеры древнего океана, которые формировались миллионы лет. Такие природные объекты не восстановимы. Башкирские шиханы являются одной из главных достопримечательностей региона и популярным местом отдыха. Кроме того, шиханы остаются предметом всестороннего изучения как места обитания для более тысячи видов животных и растений, в том числе краснокнижных. 

В советское время 75 лет назад в г. Стерлитамаке началось строительство крупного содового производства, которое стало одним из ведущих в химической отрасли, а к началу двадцать первого столетия завоевало рынок кальцинированной соды в России. Сырье для производства продукции все это время брали на шихане Шахтау, который на сегодняшний день почти полностью срыт. Встал вопрос о новом источнике сырья (известняка) для производства соды. Башкирская содовая компания (БСК) объявила о планах по разработке на другом шихане – Торатау, однако статус памятника природы регионального значения не позволил отдать его с разработку. Тогдашний глава республики Рустэм Хамитов, которого в этом поддерживали защитники природы, неоднократно заявлял, что не позволит добывать известняк на этом шихане. Общественные деятели и ученые призывали в принципе отказаться от устаревшей технологии производства соды и искать современную альтернативу.  

В декабре 2018 новый глава Башкирии выступил с заявлением о возможности передачи для разработки горы Куштау, у которой не было природоохранного статуса. Такое решение было мотивировано тем, что закрытие завода в Стерлитамаке приведет в потере работы тысячами людей. Через некоторое время БСК получила документы на геологоразведочные работы и вырубку леса на шихане Куштау, а летом 2020 года завела туда специальную технику. Куштау ждала та же судьба, что и Шахтау. Во многом именно поэтому жители так активно отстаивали уникальную гору.

БСК получила лицензию на разработку и добычу на Куштау еще в 2019 году. Сотрудники АО «Сырьевая компания» (компании-партнера БСК) прибыли на гору 3 августа 2020 года, чтобы начать геологоразведочные работы. Однако местные жители встали на защиту горы. Противостояние началось с того экоактивисты и защитники природы разбили у подножия горы лагерь и встали на пути у тяжелой техники. Свою акцию протеста они назвали «флешмоб в защиту Куштау». Своего пика ситуация достигла 15 августа, когда спор перерос в открытое противостояние между активистами и сторонниками разработки шихана. Руководство БСК направило туда сотрудников ЧОП, которые попробовали расчистить путь бульдозерам. 

В поддержку протестующих выступили многие известные люди - путешественник Федор Конюхов, а также уроженцы Башкирии лидер группы ДДТ Юрий Шевчук и рэпер Face, артист и телеведущий Максим Галкин, блогер Илья Варламов. Активисты также вели сбор подписей под обращениями к Президенту России, Правительству РФ и ЮНЕСКО с просьбой о прекращении любых работ на Куштау и включении его в список объектов, находящихся под государственной защитой. Комиссия по экологическим правам Совета по правам человека также выступила в защиту Куштау и призвала Башкирскую содовую компанию заморозить все запланированные работы на горе Куштау и приступить к обсуждению ситуации с представителями науки и общественности республики.

Когда противостояние достигло своего пика на Куштау приехал глава Башкирии Радий Хабиров и призвал противоборствующие стороны сесть за стол переговоров. Встреча с участием главы республики, активистов и представителей компании состоялась 21 августа 2020 года в Белом доме в Уфе, в ходе которой активисты потребовали, среди прочего, создать на Куштау особо охраняемую природную территорию отозвать разрешительную документацию на добычу известняка из горы Куштау и вырубку леса.

2 сентября 2020 года стало известно, что решением главы Башкирии Куштау получил статус особо охраняемой природной территории – памятника природы регионального значения. Министерство природных ресурсов и экологии РФ также отмечало, что Куштау было бы целесообразно придать статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения. 

Экологический конфликт привлек внимание деятельности Башкирской содовой компании в целом не самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин на совещании с правительством 26 августа 2020 года поручил Правительству России и руководству Башкирии разобраться в ситуации с БСК и выводом денег в офшоры. Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Пу­тин также поручил Генеральной про­ку­ра­туре про­ве­рить за­кон­ность со­кра­ще­ния госдо­ли в БСК. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды

Протесты, обращение в органы власти, кампания в СМИ и социальных сетях.

Результат действий

Гора Куштау получила статус особо охраняемой природной территории.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов

1. Массовые акции являются одним из наиболее действенных способов борьбы за экологические права. Проведение митинга, пикета, акции и проч. позволяет продемонстрировать обеспокоенность граждан тем или иным экологическим вопросом и привлекает внимание СМИ, а также может помочь в решении комплекса различных задач публично кампании. Однако необходимо помнить, что организация и проведение требует соблюдения требований закона – порядок организации и проведения публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Прежде всего, как следует из определения, публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция.

Массовые публичные мероприятия могут проводиться в разных формах:

  1. собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
  2. митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
  3. демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
  4. шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
  5. пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Выбор конкретной формы мероприятия зависит от его целей и задач, количества и состава участников и других моментов. При этом нужно помнить, что если изначально была согласована определенная форма акции, то нужно строго придерживаться правил е проведения. В противном случае она превратится в несогласованную акцию. 

После выбора наиболее подходящей формы мероприятия необходимо подать уведомление о его проведении. Для подачи уведомления из числа участников нужно выбрать организатора, который будет ответственным лицом при подаче документов и взаимодействии с органами власти.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

  1. цель публичного мероприятия; 
  2. форма публичного мероприятия; 
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; 
  4. дата, время начала и окончания; 
  5. предполагаемое количество участников; 
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; 
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; 
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; 
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

По общему правилу уведомление должно быть подано в письменном виде в орган местного самоуправления, на территории которого планируется его проведение. Срок, за который уведомление должно быть подано, зависит от формы проведения акции. Для проведения митинга уведомление подается в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения, для пикета –не ранее 15 и не позднее 3 дней до дня проведения.

Формально описанная процедура носит уведомительных характер, то есть орган, в который подается уведомление, обязан лишь поставить на нём печать о принятии с указанием даты и времени. Однако на практике часто бывает так, что на основании статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган власти имеет право в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени его проведения. Иногда это будет означать необходимость переноса мероприятия на другой конец города накануне мероприятия и сделает его организацию проблематичной или невозможной, в проведение акции на указанном в уведомлении месте в таком случае будет незаконным. Поэтому стоит подавать уведомление максимально заранее, чтобы иметь запас времени на случай, если место акции придется изменить.

Следует также помнить о том, что Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» регулирует общие правила проведение акций, поэтому перед началом организации мероприятий следует изучить соответствующие нормативно-правовые актов субъектов РФ, детализирующие его нормы.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 

жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений и проч. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имения, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя системы и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 Ссылки

  1. Как жители Башкирии отстояли шихан Куштау: за народ вступился президент страны
  2. Шихан Куштау в Башкирии получил статус памятника природы
  3. Гора дел: президент вмешался в противостояние вокруг шихана Куштау
  4. Битва за шихан Куштау 
  5. Сохраним Шиханы Торатау, Юрактау и Куштау! 
  6. Совет по правам человека выступил в защиту Куштау 
  7. Борьба за Куштау: как возник самый громкий экопротест России
  8. Шум на шиханах
  9. В Башкирии задержана группа протестующих против разработки горы Куштау
  10. Гора непонимания. Что дали протесты защитников шихана Куштау в Башкирии 
  11. Минприроды: шихан Куштау целесообразно сделать природным памятником федерального значения 
  12. Конфликт вокруг разработки Куштау
  13. Чем закончилась битва за гору Куштау? Вмешался Путин?