Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Золотодобыча в Кузбассе

Регион: Кемеровская область
Год: 2020
Категория: не судебное

Краткое описание

В июле 2020 г. экологические активисты Кемерово распространили информацию о том, что несколько водных объектов Кемеровской области загрязнены взвешенными веществами. Представители организации «Чистые реки Кузбасса» обратились в СМИ, получив данные о состоянии водных объектов на территории Кемеровской области. Речь шла о четырех реках – Талановка, Кондома, Большой Тулуюл и Кундат. На космоснимках, полученных Центром спутникового мониторинга и гражданского контроля видно, что реки сильно загрязнены взвешенными веществами. У экологов было несколько версий причин такого загрязнения, в частности, золотодобыча или аварии на гидротехнических сооружениях. Во всех случаях загрязнения обнаружены ниже участков с месторождениями золота. К такому заключению экологи пришли, сопоставив спутниковые снимки с данными интерактивной электронной карты недропользования РФ openmap.mineral.ru, на которой отмечены компании, которые работают на указанных водных объектах.

20 июля активисты направили материалы в Южно-Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которые стали поводом для проведения проверки.

Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса совместно с Управлением МВД России по Кемеровской области, провело рейд для оценки состояния реки Большой Тулуюл и ее притоков. В ходе проверки, проведенной 23 июля было выявлено нарушение правил охраны водных объектов, также было установлено, что компания «Сибресурс» самовольно заняла водный объект и незаконно вела добычу золота и будет привлечена к ответственности.

Противостояние экологов и золотодобывающих компаний в Кемеровской области длится не первый год. Жители северных районов Кемеровской области, где работают золотодобытчики, с 2018 года жаловались местным и региональным властям на сильное помутнение воды, до кирпичного цвета, в реке Кия и ее притоках - реках Кундате, Малом Кундате и Воскресенке, где ведут золотодобычу несколько частных компаний, в том числе «Сисим», которая неоднократно привлекалась к ответственности за загрязнение рек. В конце июня 2020 года правительство Кузбасса обратилось в Росприроднадзор с инициативой об отзыве лицензии у компании. 

В Горной Шории жители протестуют против варварской золотодобычи компанией «ЮжКузбассЗолото», которая начала геологическую разведку запасов россыпного золота близ шорских поселков Сензас и Парлагол. Компания получила лицензию на разведку до 2024 года в упрощенном порядке по заявительному принципу, без проведения аукциона. Согласно федеральному законодательству, компания-разведчик впоследствии получает приоритетное право на его последующую разработку. Местные жители требовали прекратить работы. Разведка велась с нарушениями, которые были обнаружены во время оперативного рейда главы района с представителями лесничества и силовых структур, выехавших на место расположения геологоразведочной партии. Были зафиксированы многочисленные повреждения деревьев, уничтожение краснокнижного лишайника, передвижение тяжелой техники вне дорог. По итогам проверки разведка была полностью прекращена. Тревогу местных жителей вызывает деятельность и других организаций, которые уже добывают золото в районе.

Золотодобытчиков регулярно штрафуют и в других местах Кузбасса, однако нарушения повторяются.  Это заставило руководство области обратиться в Минприроды России с просьбой о приостановлении выдачи лицензий на предоставление участков недр для геологического изучения запасов россыпного золота в регионе в упрощенном порядке – по заявительному принципу.

После обращения властей Кузбасса Роснедра временно приостановили выдачу лицензий по упрощенному заявительному принципу на добычу россыпного золота на территории Кемеровской области, в северных районах которой на протяжении нескольких лет золотодобытчики загрязняют реки. Теперь получить лицензию можно лишь по итогам аукциона или конкурса. 

Описание предпринятых действий и использованных методов/механизмов охраны окружающей среды.

Сбор информации, обращение в контрольно-надзорные органы, публикации в СМИ.

Результат действий.

Прекращены выдача лицензий на добычу рассыпного долота в упрощенном порядке.

Правовые комментарии, пояснения и юридический анализ успешности использованных методов.

1. Российское законодательство содержит ряд положений, гарантирующих НКО права в области охраны окружающей среды.

Для реализации и защиты прав в области охраны окружающей среды граждане и общественные объединения могут обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, и иные организации с заявлениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, что гарантировано Федеральными законами от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 2, часть 1) и  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 2 статьи 11, часть 1 статьи 12).  Указанные статьи предусматривают право граждан и НКО на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам, а также содержат информацию о правах общественных объединений и НКО  в области охраны окружающей среды.

Помимо права на обращение в органы власти, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предоставляет также общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды, право разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности; оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан; обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы.

2. Обращение в органы власти. Согласно положениям статьи 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Зачастую именно такие обращения являются действенным способом защиты экологических прав и применения соответствующих мер к их нарушителям.  

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». 

Закон различает три вида обращений (см. ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»):

  • предложение – рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  • заявление – просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов; 
  • жалоба – просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Обращение стоит составлять лаконично с четким изложением фактов и требований. Желательно указывать как можно больше фактов и обстоятельств, например, хронологию событий с указанием дат, описание предыдущих действий и обращений. В случае необходимости в подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и материалы либо их копии.

Обязательными требованиями к обращению являются наличие в нем наименования государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение, либо фамилии, имени, отчества соответствующего должностного лица, либо должности соответствующего лица; фамилии, имени, отчества заявителя; почтового адреса, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути обращения; личной подписи заявителя; даты. 

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, о чем гражданин, направивший обращение, обязательно уведомляется.

Могут возникать сложности с определением того, в какой именно орган власти следует направить обращение при обнаружении того или иного правонарушения. В части защиты экологических прав, обращение может быть направлено органы исполнительной власти федерального уровня (их территориальные подразделения на уровнях субъектов РФ), в частности, в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (осуществляет функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды), Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства), Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (обеспечивает права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении), Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию, Минприроды России. Также обращение может быть направлено в органы исполнительной власти субъектов РФ, которые напрямую занимаются решением местных вопросов по защите окружающей среды (в каждом субъекте своя система и наименования таких органов власти), - именно они могут наиболее оперативно принять меры к пресечению нарушений. Кроме того, можно обратиться к депутатам законодательных органов власти (в субъектах называемые Думами или Законодательными собраниями), высшим должностным лицам субъектов РФ, а также в прокуратуру. 

Если обращение было направлено в орган власти, не уполномоченный на рассмотрение указанных в нем вопросов, такой орган обязан переслать его в течение семи дней в  соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

В итоге, по результатам заявитель получит ответ, в котором может быть: 

  • информация о выявлении нарушения и мерах по его пресечению и наказанию нарушителей; 
  • уведомление о направлении обращения на рассмотрение в другой орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
  • уведомление о продлении срока рассмотрения еще на 30 дней;
  • ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Если ответа на обращение в указанный срок не поступило, это повод написать повторное обращение уже в вышестоящий орган или прокуратуру о несоблюдении требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Ссылки

  1. Крупные реки Кузбасса помутнели и пожелтели
  2. Крупные реки Кузбасса пожелтели 
  3. Золотодобыча в Кузбассе — это хорошо или плохо?
  4. В Кузбассе расследуют деятельность трех золотодобывающих компаний
  5. В КУЗБАССЕ ЗОЛОТОДОБЫТЧИКИ ВНОВЬ ЗАГРЯЗНЯЮТ РЕКУ КИЯ
  6. Глава Кузбасса предлагает остановить добычу золота в регионе 
  7. В разведку не пойдут
  8. Мелочиться не надо


#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.