18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ВСЕМИРНЫМ ФОНДОМ ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.
Открыть новую версию сайта
Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Что такое ESG?

Что такое ESG?

ESG - сокращение от англ. environmental, social, governance - окружающая среда, общество и корпоративное управление. В русскоязычном варианте есть аббревиатура ОСОКУ, означающая то же самое.

ESG - это подход к управлению нефинансовыми рисками, учитывающий воздействие на окружающую среду, общество, а также - принципы эффективного управления этим воздействием.

ESG-подход является частью сложных процессов, например, ESG-рейтингования, ESG-инвестирования, ESG-трансформации и т.д. ESG - это не конечный результат, а процесс постоянного совершенствования бизнес-процессов.

Зачем это нужно?

Сегодня компании все чаще встают на путь устойчивого развития. И это касается не только больших корпораций. Небольшой бизнес и/или компании, которые только выходят на рынок, строят свою работу по новым правилам. Причины можно разделить на два блока: 1) инициатива самой компании - от собственника или трансформация экологических инициатив в новые бизнес-направления, 2) требование рынка, со стороны нового поколения инвесторов и потребителей. Да, иногда это вопрос моды и пиара, но гораздо чаще компании понимают, что устойчивое развитие - это выгодно. Ведь устойчивое развитие открывает новые направления для бизнеса, помогает сократить расходы, улучшить имидж, обеспечить доступ к более выгодным финансовым продуктам. Эффективное управление нефинансовыми рисками повышает доверие со стороны инвесторов и лояльность потребителя.

Что такое нефинансовые / ESG-рейтинги и рэнкинги, и кто их составляет?

Рейтинги и рэнкинги - это важный инструмент оценки деятельности компании c точки зрения управления нефинансовыми рисками. Как правило, ESG-рейтинги присваиваются отдельным компаниям (по аналогии с кредитными рейтингами) специализированными агентствами. Чтобы давать такую оценку, рейтинговые агентства должны быть аккредитованы Банком России. ESG-рейтинги важны для привлечения инвестиций, поскольку они учитываются инвесторами при принятии решений.

Нефинансовые рэнкинги - это аналитический инструмент, который позволяет сравнивать разные компании на соответствие определенному набору критериев. Рэнкинги сегодня не слишком регламентируются с точки зрения того, кто может их проводить, поэтому таких рэнкингов довольно много. У каждой организации / компании, которая проводит такую аналитику, свой набор критериев и методика расчета, а значит, одна и та же компания в разных рэнкингах может оказаться совершенно на разных местах. Это существенно усложняет использование рэнкингов для целей инвестирования. Однако, важно помнить: прежде чем использовать такой аналитический продукт, необходимо четко понимать, каков набор индикаторов (что в приоритете - окружающая среда, вопросы социального развития или корпоративное управление), а также - какая методика использовалась (структура индикаторов и вес каждого показателя, открытые данные, анкетирование, структурированное интервью).

Проведение ESG-рейтингов иногда заказывают сами компании, например, если наличие рейтинга является требованием для получения кредита). Реже рейтинги заказывает сам инвестор перед принятием инвестиционного решения. В случае же рэнкингов список компаний определяет тот, кто и составляет этот рэнкинг.

На основе каких данных рейтинговые агентства оценивают работу компании в области ESG?

Можно выделить три источника информации. Первый - это открытая информация, например, данные с официальных интернет-страниц, соцсетей, публикации в СМИ. Второй - анкетирование, т. е. сбор первичной информации в структурированном виде. Третий - проведение интервью. В отличие от анкетирования, этот способ получения информации дает понимание, кто именно дает ответы (что исключено в случае с анкетированием). Кроме того, интервью позволяет отделить декларативные заявления от реального положения дел. Примечательно, что в отношении анкетирования и интервью речь идет не только о представителях самой оцениваемой компании, но могут привлекаться и внешние эксперты, так называемое “Экспертное мнение”.