Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Что такое ESG?

Что такое ESG?

ESG - сокращение от англ. environmental, social, governance - окружающая среда, общество и корпоративное управление. В русскоязычном варианте есть аббревиатура ОСОКУ, означающая то же самое.

ESG - это подход к управлению нефинансовыми рисками, учитывающий воздействие на окружающую среду, общество, а также - принципы эффективного управления этим воздействием.

ESG-подход является частью сложных процессов, например, ESG-рейтингования, ESG-инвестирования, ESG-трансформации и т.д. ESG - это не конечный результат, а процесс постоянного совершенствования бизнес-процессов.

Зачем это нужно?

Сегодня компании все чаще встают на путь устойчивого развития. И это касается не только больших корпораций. Небольшой бизнес и/или компании, которые только выходят на рынок, строят свою работу по новым правилам. Причины можно разделить на два блока: 1) инициатива самой компании - от собственника или трансформация экологических инициатив в новые бизнес-направления, 2) требование рынка, со стороны нового поколения инвесторов и потребителей. Да, иногда это вопрос моды и пиара, но гораздо чаще компании понимают, что устойчивое развитие - это выгодно. Ведь устойчивое развитие открывает новые направления для бизнеса, помогает сократить расходы, улучшить имидж, обеспечить доступ к более выгодным финансовым продуктам. Эффективное управление нефинансовыми рисками повышает доверие со стороны инвесторов и лояльность потребителя.

Что такое нефинансовые / ESG-рейтинги и рэнкинги, и кто их составляет?

Рейтинги и рэнкинги - это важный инструмент оценки деятельности компании c точки зрения управления нефинансовыми рисками. Как правило, ESG-рейтинги присваиваются отдельным компаниям (по аналогии с кредитными рейтингами) специализированными агентствами. Чтобы давать такую оценку, рейтинговые агентства должны быть аккредитованы Банком России. ESG-рейтинги важны для привлечения инвестиций, поскольку они учитываются инвесторами при принятии решений.

Нефинансовые рэнкинги - это аналитический инструмент, который позволяет сравнивать разные компании на соответствие определенному набору критериев. Рэнкинги сегодня не слишком регламентируются с точки зрения того, кто может их проводить, поэтому таких рэнкингов довольно много. У каждой организации / компании, которая проводит такую аналитику, свой набор критериев и методика расчета, а значит, одна и та же компания в разных рэнкингах может оказаться совершенно на разных местах. Это существенно усложняет использование рэнкингов для целей инвестирования. Однако, важно помнить: прежде чем использовать такой аналитический продукт, необходимо четко понимать, каков набор индикаторов (что в приоритете - окружающая среда, вопросы социального развития или корпоративное управление), а также - какая методика использовалась (структура индикаторов и вес каждого показателя, открытые данные, анкетирование, структурированное интервью).

Проведение ESG-рейтингов иногда заказывают сами компании, например, если наличие рейтинга является требованием для получения кредита). Реже рейтинги заказывает сам инвестор перед принятием инвестиционного решения. В случае же рэнкингов список компаний определяет тот, кто и составляет этот рэнкинг.

На основе каких данных рейтинговые агентства оценивают работу компании в области ESG?

Можно выделить три источника информации. Первый - это открытая информация, например, данные с официальных интернет-страниц, соцсетей, публикации в СМИ. Второй - анкетирование, т. е. сбор первичной информации в структурированном виде. Третий - проведение интервью. В отличие от анкетирования, этот способ получения информации дает понимание, кто именно дает ответы (что исключено в случае с анкетированием). Кроме того, интервью позволяет отделить декларативные заявления от реального положения дел. Примечательно, что в отношении анкетирования и интервью речь идет не только о представителях самой оцениваемой компании, но могут привлекаться и внешние эксперты, так называемое “Экспертное мнение”.