Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Зеленая экономика / Рейтинг открытости экологической информации /
Отраслевой рейтинг экологической открытости. Нефтегазовые компании. Россия, 2015
Премия рунета 2017

Отраслевой рейтинг экологической открытости. Нефтегазовые компании. Россия, 2015

Рейтинг открытости экологической информации нефтегазовых компаний — проект, позволяющий заинтересованным сторонам получать объективную и сопоставимую информацию об уровне открытости компаний нефтегазового сектора и масштабе воздействия их деятельности на окружающую среду.

Нефтегазовые отрасли России и Казахстана — одни из наиболее экологически проблемных с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду, но при этом эти отрасли являются основой экономик обеих стран, а значит, нужны усилия всего общества по их экологизации. В частности, потребители продукции отрасли и кредиторы должны отдавать предпочтение компаниям, причиняющим меньший ущерб окружающей среде при реализации своей деятельности.

Мы рассчитываем, что подобные рейтинги будут способствовать повышению качества управления экологическими рисками при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья. Кроме того, мы надеемся, что рейтинги станут существенным стимулом для повышения уровня открытости компаний, развития взаимодействия с заинтересованными сторонами и обеспечат открытость при обсуждении будущих проектов.

Цель рейтинга

Цель рейтинга — способствовать эффективному использованию углеводородных ресурсов, защите окружающей среды и ведению социально ответственного бизнеса в России и Казахстане.

Задачи рейтинга

  1. Фиксировать ключевые показатели экологической деятельности нефтегазовых компаний в России.
  2. Сравнить основных игроков российского нефтегазового сектора по следующим аспектам:
    • уровню воздействия на окружающую среду на единицу производимой продукции,
    • степени открытости и доступности экологически значимой информации,
    • качеству экологического менеджмента с учетом государственных требований и лучших мировых практик,
    • частоте нарушений природоохранного законодательства компанией в зоне реализации проектов,
    • эффективности использования полезных ископаемых.
  3. Фиксировать межгодовую динамику компаний по вышеперечисленным направлениям.

Принципы рейтинга

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях НПО к сектору.
  • Методология обсуждается со всеми заинтересованными сторонами.
  • Оценка производится по всем сегментам — от добычи до переработки; числовые показатели даются отдельно для добычи, транспортировки и переработки.
  • Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний, находящихся в публичном пространстве.

    Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т.ч. региональные), находящиеся в свободном доступе, а также размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества и подрядные организации) с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта и интервью официальных представителей компаний федеральным и региональным СМИ. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается низший бал, что приводит к снижению рейтинга компании в целом.

  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе конкурса.
  • Список компаний для рейтинга определяется объемом добычи нефти и газа.

    Нижняя граница для компаний России: объем добычи нефти 2 млн тонн в год, объем транспортировки нефти — 30 млн тонн в год, объем переработки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов — 8 млн т в год. Нижняя граница для компаний Казахстана: объем добычи нефти и газового конденсата 0,5 млн тонн в год.

  • Рейтинг рассчитывается ежегодно, что позволяет оценивать динамику компаний по экологическим показателям.

История рейтинга

  • Проект по составлению рейтинга открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний России был запущен по инициативе WWF России и группы «КРЕОН» в 2014 году. С тех пор рейтинг для российских компаний публикуется ежегодно.
  • В 2018 году были опубликованы результаты первого рейтинга открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Казахстана, организованного WWF России и группой «КРЕОН» при поддержке Министерства энергетики Республики Казахстан и в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде в Центральной Азии (UNEP-СА), CREON Capital и НРА.
  • В 2019 году мониторинг аварий и конфликтов в рамках подготовки рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний стал частью проекта «Люди — природе», реализуемого WWF России при поддержке Европейского Союза.

# Компания Объем пр-ва, млн т Балл Динамика
1 ОАО «Сургутнефтегаз» 61 млн т 1,5825
2 ПАО «Газпром» 16 млн т 1,5387 1
4 АО «Зарубежнефть» 3 млн т 1,4222 4
5 ПАО «ЛУКОЙЛ» 86 млн т 1,3737 4
6 ПАО «НК «Роснефть» 190 млн т 1,3569 1
8 ПАО «Татнефть» 26 млн т 1,2492 -4
10 ПАО «Газпром нефть» 36 млн т 1,0202
12 ПАО «НОВАТЭК» 4 млн т 0,9667
13 ПАО АНК «Башнефть» 17 млн т 0,9158 -2
14 ООО «ИНК» 4 млн т 0,8889 -9
15 ПАО «Транснефть» 479 млн т 0,4815
16 ОАО «Томскнефть ВНК» 9 млн т 0,431 -2
17 ОАО «НГК «Славнефть» 16 млн т 0,3939 -4
18 (СП) Alliance Oil Company 2 млн т 0,2828
19 ПАО «НК «РуссНефть» 8 млн т 0,2593 -4
20–21 АО «Белкамнефть» 2 млн т 0,1852 -3
20–21 ОАО «НК «Нефтиса» 6,9 млн т 0,1852
22 ОАО «Арктикгаз» 1 млн т 0,1481

В таблице указаны объемы производства компаний, кроме значений, отмеченных символами:

Объем транспортировки
 Рейтинг состоит из трех разделов:

  1. экологический менеджмент

    оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии по большей части существенно жестче требований российского природоохранного законодательства. Однако они являются ведущими мировыми практиками в нефтегазовом бизнесе.

  2. масштаб воздействия нефтегазовых компаний на окружающую среду

    в частности, показывается степень ущерба природным средам (воздуху, водным ресурсам, земле) в ходе реализации проектов, а также уровень экологичности производств. Составляющие большинства критериев — элементы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды. В этом разделе представлены количественные показатели, которые переводятся в качественную шкалу при помощи среднеотраслевых значений по каждому из критериев. Среднеотраслевой показатель, при его отсутствии в официальных источниках, вычисляется как среднеарифметическое показателей по компаниям, представленным в рейтинге. Для проведения сравнительного анализа между компаниями используются удельные показатели, которые вычисляются путем деления валовых значений на объем добытых и переработанных углеводородов. Ряд удельных показателей рассчитан в 2016 году и для транспортируемых углеводородов.

  3. оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию

    о воздействии на окружающую среду в ходе производственной деятельности. Исторически российский нефтегазовый бизнес считался довольно закрытым сообществом, в том числе потому, что неохотно обнародовал экологическую информацию. Тенденция последнего времени — постепенное усиление публичности компаний.

Расчет результатов рейтинга

  1. Для каждой компании каждому критерию присваивается цветовой уровень — зеленый, желтый, красный.

    Если критерий не является релевантным для данной компании (например, компания не производит топливо или не работает на территориях КМНС), то уровень не присваивается. При этом, со стороны компании необходимо обоснование нерелевантности критерия. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается красный уровень по отсутствующему критерию.

  2. На следующем этапе происходит рейтингование компаний по каждому из разделов.

    Красному уровню присваивается значение 0, желтому — 1, зеленому — 2. Выводится среднеарифметическое значение по каждому разделу для каждой компании. При этом количество критериев, используемых для подсчета среднего, определяется количеством цветовых уровней, то есть нерелевантные критерии в этом расчете не участвуют. В итоге каждая компания получает итоговое значение по разделу менеджмента, по разделу воздействия на окружающую среду и по разделу прозрачности. Итоговые значения варьируются от 0 до 2. На данном этапе определяется лидер по каждому из трех направлений: управленческому, операционному, информационному.

  3. Наконец, рассчитывается итоговый рейтинг компаний путем осреднения трех значений в соответствии с предыдущим этапом для каждой компании.