Витрина подарков Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Зеленая экономика / Рейтинг открытости экологической информации /
Отраслевой рейтинг экологической открытости. Нефтегазовые компании. Россия, 2017
Премия рунета 2017

Отраслевой рейтинг экологической открытости. Нефтегазовые компании. Россия, 2017

Рейтинг открытости экологической информации нефтегазовых компаний — проект, позволяющий заинтересованным сторонам получать объективную и сопоставимую информацию об уровне открытости компаний нефтегазового сектора и масштабе воздействия их деятельности на окружающую среду.

Нефтегазовые отрасли России и Казахстана — одни из наиболее экологически проблемных с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду, но при этом эти отрасли являются основой экономик обеих стран, а значит, нужны усилия всего общества по их экологизации. В частности, потребители продукции отрасли и кредиторы должны отдавать предпочтение компаниям, причиняющим меньший ущерб окружающей среде при реализации своей деятельности.

Мы рассчитываем, что подобные рейтинги будут способствовать повышению качества управления экологическими рисками при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья. Кроме того, мы надеемся, что рейтинги станут существенным стимулом для повышения уровня открытости компаний, развития взаимодействия с заинтересованными сторонами и обеспечат открытость при обсуждении будущих проектов.

Цель рейтинга

Цель рейтинга — способствовать эффективному использованию углеводородных ресурсов, защите окружающей среды и ведению социально ответственного бизнеса в России и Казахстане.

Задачи рейтинга

  1. Фиксировать ключевые показатели экологической деятельности нефтегазовых компаний в России.
  2. Сравнить основных игроков российского нефтегазового сектора по следующим аспектам:
    • уровню воздействия на окружающую среду на единицу производимой продукции,
    • степени открытости и доступности экологически значимой информации,
    • качеству экологического менеджмента с учетом государственных требований и лучших мировых практик,
    • частоте нарушений природоохранного законодательства компанией в зоне реализации проектов,
    • эффективности использования полезных ископаемых.
  3. Фиксировать межгодовую динамику компаний по вышеперечисленным направлениям.

Принципы рейтинга

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях НПО к сектору.
  • Методология обсуждается со всеми заинтересованными сторонами.
  • Оценка производится по всем сегментам — от добычи до переработки; числовые показатели даются отдельно для добычи, транспортировки и переработки.
  • Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний, находящихся в публичном пространстве.

    Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т.ч. региональные), находящиеся в свободном доступе, а также размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества и подрядные организации) с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта и интервью официальных представителей компаний федеральным и региональным СМИ. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается низший бал, что приводит к снижению рейтинга компании в целом.

  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе конкурса.
  • Список компаний для рейтинга определяется объемом добычи нефти и газа.

    Нижняя граница для компаний России: объем добычи нефти 2 млн тонн в год, объем транспортировки нефти — 30 млн тонн в год, объем переработки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов — 8 млн т в год. Нижняя граница для компаний Казахстана: объем добычи нефти и газового конденсата 0,5 млн тонн в год.

  • Рейтинг рассчитывается ежегодно, что позволяет оценивать динамику компаний по экологическим показателям.

История рейтинга

  • Проект по составлению рейтинга открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний России был запущен по инициативе WWF России и группы «КРЕОН» в 2014 году. С тех пор рейтинг для российских компаний публикуется ежегодно.
  • В 2018 году были опубликованы результаты первого рейтинга открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Казахстана, организованного WWF России и группой «КРЕОН» при поддержке Министерства энергетики Республики Казахстан и в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде в Центральной Азии (UNEP-СА), CREON Capital и НРА.
  • В 2019 году мониторинг аварий и конфликтов в рамках подготовки рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний стал частью проекта «Люди — природе», реализуемого WWF России при поддержке Европейского Союза.

# Компания Объем пр-ва, млн т Балл Динамика
3 ОАО «Сургутнефтегаз» 61 млн т 1,582
5 АО «Зарубежнефть» 3 млн т 1,5757 5
6 ПАО «Газпром» 17 млн т 1,543 -4
7 ПАО «Газпром нефть» 37 млн т 1,527 1
8 ПАО «ЛУКОЙЛ» 83 млн т 1,4896 -4
9 ООО «ИНК» 6 млн т 1,3276 2
10 ПАО «НК «Роснефть» 211 млн т 1,2942 -1
11 АО «КТК» 35 млн т 1,1963
12 ПАО «НОВАТЭК» 8 млн т 1,0106 -5
13 ПАО «Транснефть» 483,4 млн т 0,7852 2
14 ПАО «Татнефть» 28 млн т 0,6899 -1
15 ОАО «НГК «Славнефть» 15 млн т 0,4201 2
16 ПАО «НК «РуссНефть» 7 млн т 0,3276 3
17 ОАО «Томскнефть ВНК» 9 млн т 0,2804 -1
18–19 ОАО «НК «Нефтиса» 6 млн т 0,2328
20–21 ЗАО «Дулисьма» 1 млн т 0,1481
20–21 ОАО «Арктикгаз» 8 млн т 0,1481

В таблице указаны объемы производства компаний, кроме значений, отмеченных символами:

Объем транспортировки
Объем транспортировки
Объем переработки

Структура рейтинга

Рейтинг состоит из трех разделов: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду, раскрытие информации.

  1. Экологический менеджмент.

    Оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии по большей части существенно жестче требований российского природоохранного законодательства. Однако они соответствуют лучшим мировыми практиками в области охраны окружающей среды в нефтегазовом бизнесе.

  2. Воздействие нефтегазовых компаний на окружающую среду

    показывает степень ущерба природным средам (воздуху, водным ресурсам, земле) в ходе реализации проектов, а также уровень экологичности производств. Составляющие большинства критериев — элементы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды. Источники данных: отчеты в форме 2-ТП (воздух, отходы, водхоз, рекультивация), 4-ОС (затраты и платежи), отражающие воздействие компаний на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности на лицензионных участках НГК.

    В этом разделе представлены количественные показатели, которые переводятся в качественную шкалу при помощи среднеотраслевых значений по каждому из критериев. Среднеотраслевой показатель, при его отсутствии в официальных источниках, вычисляется как среднеарифметическое показателей по компаниям, представленным в рейтинге. Для проведения сравнительного анализа между компаниями используются удельные показатели, которые вычисляются путем деления валовых значений на объем добычи, транспортировки и переработки углеводородов.

  3. Раскрытие информации

    оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию о воздействии на окружающую среду в ходе производственной деятельности. Исторически российский нефтегазовый бизнес считался довольно закрытым сообществом, в том числе потому что неохотно обнародовал экологическую информацию. Тенденция последнего времени — постепенное усиление публичности компаний.

    Для критериев 3.5 и 3.6 оценка проводится следующим образом — каждая спорная ситуация или авария / инцидент из «Обзора спорных экологических ситуаций компаний нефтегазового сектора России» (публикуется WWF России ежегодно), оценивается на наличие информации по ней в публичном пространстве. При отсутствии комментариев от компании цвет критерия красный. Если компания освещает хотя бы одну ситуацию или происшествие, то присваивается жёлтый уровень. Если компания отражает на сайте и комментирует несколько спорных ситуаций и аварий/инцидентов, то цвет критерия зелёный. А также, если аварий и спорных ситуаций обнаружено не было, компании также присваивается зелёный уровень.

Расчет результатов рейтинга

Расчет рейтинга производится следующим образом.

  1. Для каждой компании каждому критерию присваивается цветовой уровень — зелёный, жёлтый, красный. Если критерий нерелевантный для данной компании (например, у компании нет сегмента переработки), то уровень не присваивается. При этом, со стороны компании необходимо обоснование нерелевантности критерия. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается красный уровень по отсутствующему критерию.
  2. На следующем этапе происходит рейтингование компаний по каждому из разделов. Красному уровню присваивается значение 0, жёлтому — 1, зелёному — 2. Выводится среднеарифметическое значение по каждому разделу для каждой компании. При этом количество критериев, используемых для подсчета среднего, определяется количеством цветовых уровней, то есть нерелевантные критерии в этом расчете не участвуют. В итоге каждая компания получает итоговое значение по разделу менеджмента, по разделу воздействия на окружающую среду и по разделу прозрачности. Итоговые значения варьируются от 0 до 2. На данном этапе определяется лидер по каждому из трех направлений: управленческому, операционному, информационному.

    Во избежание исчезновения или замены данных, которые использовались для рас- чета рейтингов предыдущих лет, организаторами предложено следующее мотивационное решение проблемы: во время очередного сбора данных проводится ретроспективная оценка по каждой компании за последние три года. В случае, если данные из публичного пространства исчезли или изменились, то в компанию направляется запрос о причинах таких изменений. Если есть адекватное объяснение (например, новый сайт, новая методика, неучтенные данные и пр.), то изменение данных засчитывается. Если же ответ неадекватный или отсутствует, то при расчете рейтинга текущего года присваиваются красные уровни тем критериям, по которым данные за прошлые года исчезли или поменялись. Таким образом, общий балл по данному разделу и в целом по рейтингу будет снижен у компаний, не объяснивших исчезновение или замену данных на своих сайтах за предыдущие годы рейтинга.

  3. Заключительный этап — расчёт итогового рейтинга компаний путем осреднения трех значений в соответствии с предыдущим этапом для каждой компании.

При расчете рейтинга предварительные результаты сбора данных публикуются со статусом «Рабочие, предварительные результаты» и рассылаются компаниям с целью уточнения достоверности и полноты оцениваемой информации. Итоговые профили компаний становятся доступны общественности после обнародования результатов текущего рейтинга.

Организаторы рейтинга оставляют за собой право применения штрафных санкций (вплоть до исключения из расчета текущего рейтинга) к рейтингуемым компаниям в случае доказанного нарушения законов и норм в области прав человека (например, наличия жалоб на деятельность компании в Совете по правам человека (СПЧ) или отрицательной оценки деятельности компании со стороны СПЧ).