Панда-подарки Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Премия рунета 2017

Отраслевой рейтинг экологической открытости. Нефтегазовые компании. Россия, 2020.

Рейтинг открытости экологической информации нефтегазовых компаний — проект, позволяющий заинтересованным сторонам получать объективную и сопоставимую информацию об уровне открытости компаний нефтегазового сектора и масштабе воздействия их деятельности на окружающую среду.

Нефтегазовые отрасли России и Казахстана — одни из наиболее экологически проблемных с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду, но при этом эти отрасли являются основой экономик обеих стран, а значит, нужны усилия всего общества по их экологизации. В частности, потребители продукции отрасли и кредиторы должны отдавать предпочтение компаниям, причиняющим меньший ущерб окружающей среде при реализации своей деятельности.

Мы рассчитываем, что подобные рейтинги будут способствовать повышению качества управления экологическими рисками при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья. Кроме того, мы надеемся, что рейтинги станут существенным стимулом для повышения уровня открытости компаний, развития взаимодействия с заинтересованными сторонами и обеспечат открытость при обсуждении будущих проектов.

Цель рейтинга

Цель рейтинга — способствовать эффективному использованию углеводородных ресурсов, защите окружающей среды и ведению социально ответственного бизнеса в России и Казахстане.

Задачи рейтинга

  1. Фиксировать ключевые показатели экологической деятельности нефтегазовых компаний в России.
  2. Сравнить основных игроков российского нефтегазового сектора по следующим аспектам:
    • уровню воздействия на окружающую среду на единицу производимой продукции,
    • степени открытости и доступности экологически значимой информации,
    • качеству экологического менеджмента с учетом государственных требований и лучших мировых практик,
    • частоте нарушений природоохранного законодательства компанией в зоне реализации проектов,
    • эффективности использования полезных ископаемых.
  3. Фиксировать межгодовую динамику компаний по вышеперечисленным направлениям.

Принципы рейтинга

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в Совместных экологических требованиях НПО к сектору.
  • Методология обсуждается со всеми заинтересованными сторонами.
  • Оценка производится по всем сегментам — от добычи до переработки; числовые показатели даются отдельно для добычи, транспортировки и переработки.
  • Рейтинг базируется на данных о деятельности компаний, находящихся в публичном пространстве.

    Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т.ч. региональные), находящиеся в свободном доступе, а также размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества и подрядные организации) с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта и интервью официальных представителей компаний федеральным и региональным СМИ. При отсутствии информации в публичном пространстве по тому или иному критерию компании присваивается низший бал, что приводит к снижению рейтинга компании в целом.

  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе конкурса.
  • Список компаний для рейтинга определяется объемом добычи нефти и газа.

    Нижняя граница для компаний России: объем добычи нефти 2 млн тонн в год, объем транспортировки нефти — 30 млн тонн в год, объем переработки нефти, газового конденсата и нефтепродуктов — 8 млн т в год. Нижняя граница для компаний Казахстана: объем добычи нефти и газового конденсата 0,5 млн тонн в год.

  • Рейтинг рассчитывается ежегодно, что позволяет оценивать динамику компаний по экологическим показателям.

История рейтинга

  • Проект по составлению рейтинга открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний России был запущен по инициативе WWF России и группы «КРЕОН» в 2014 году. С тех пор рейтинг для российских компаний публикуется ежегодно.
  • В 2018 году были опубликованы результаты первого рейтинга открытости в сфере экологической ответственности нефтегазовых компаний Казахстана, организованного WWF России и группой «КРЕОН» при поддержке Министерства энергетики Республики Казахстан и в партнерстве с Программой ООН по окружающей среде в Центральной Азии (UNEP-СА), CREON Capital и НРА.
  • В 2019 году мониторинг аварий и конфликтов в рамках подготовки рейтинга открытости экологической информации нефтегазовых компаний стал частью проекта «Люди — природе», реализуемого WWF России при поддержке Европейского Союза.

# Компания Объем пр-ва, млн т Балл Динамика
1 АО «Зарубежнефть» 3 млн т 1,8234 1
2 ОАО «Сургутнефтегаз» 65 млн т 1,7635 3
3 ПАО «ЛУКОЙЛ» 89 млн т 1,7521 1
6 ПАО «Татнефть» 32 млн т 1,687 1
8 ПАО «Газпром» 20 млн т 1,521 2
9 ПАО «НК «Роснефть» 211 млн т 1,5025 -1
10 ПАО «Газпром нефть» 42 млн т 1,469 -1
11 ООО «ИНК» 6 млн т 1,3155
12 ПАО «НОВАТЭК» 9 млн т 1,313 1
13 АО «КТК» 0 млн т 1,2698 -1
14 ПАО «Транснефть» 0 млн т 0,8042
15 ОАО «НК «Нефтиса» 7 млн т 0,2924
16 ОАО «НГК «Славнефть» 15 млн т 0,1991 -1

В таблице указаны объемы производства компаний, кроме значений, отмеченных символами:

Объем переработки
Объем переработки

Структура рейтинга

Рейтинг состоит из трех разделов: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду, раскрытие информации.

  1. Экологический менеджмент.

    Оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии по большей части существенно жестче требований российского природоохранного законодательства. Однако они соответствуют лучшим мировыми практиками в области охраны окружающей среды в нефтегазовом бизнесе.

  2. Воздействие нефтегазовых компаний на окружающую среду

    Показывает степень негативного воздействия на компоненты природной среды (атмосферный воздух, водные объекты, почва, недра) в ходе реализации проектов, а также уровень экологичности производств. Составляющие большинства критериев — элементы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды, например, отчеты в форме 2-ТП (воздух, отходы, водхоз, рекультивация), 4-ОС (затраты и платежи), отражающие воздействие компаний на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности на лицензионных участках НГК.

    В этом разделе представлены количественные показатели, которые переводятся в качественную шкалу при помощи среднеотраслевых значений по каждому из критериев. Среднеотраслевой показатель, при его отсутствии в официальных источниках (Росстат, Минприроды РФ, Минэкономразвития РФ и аффилированные с данными ведомствами институты), вычисляется как среднеарифметическое показателей по компаниям, представленным в рейтинге. Для проведения сравнительного анализа между компаниями используются удельные показатели, которые вычисляются путем деления валовых значений на объем добычи, транспортировки и переработки углеводородов.

  3. Раскрытие информации

    Оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию о воздействии на окружающую среду в ходе производственной деятельности. Для критериев 3.5 и 3.6 оценка проводится следующим образом: каждая спорная ситуация или авария/инцидент из «Обзора спорных экологических ситуаций компаний нефтегазового сектора России» (публикуется WWF России ежеквартально), оценивается на наличие информации по ней в публичном пространстве. При отсутствии комментариев от компании цвет критерия — красный. Если компания освещает одну или более ситуацию или происшествие, то присваивается желтый уровень. Если компания отражает на сайте и комментирует несколько спорных ситуаций и аварий/инцидентов, то цвет критерия — зеленый. А также, если аварий и спорных ситуаций обнаружено не было, компании также присваивается зеленый уровень.

Расчет результатов рейтинга

Расчет рейтинга производится следующим образом.

  1. Для каждой компании каждому критерию присваивается цветовой уровень — зеленый, желтый, красный. Если критерий нерелевантный для данной компании (например, у компании нет сегмента переработки), то уровень не присваивается. При этом, со стороны компании необходимо обоснование нерелевантности критерия. Если информация отсутствует в публичном пространстве, а компания не предоставила обоснование нерелевантности критерия на этапе рассылки рабочих материалов, критерию компании присваивается красный уровень.
  2. На следующем этапе происходит рейтингование компаний по каждому из разделов. Критериям по красному уровню присваивается значение 0, желтому — 1, зеленому — 2. Выводится среднеарифметическое значение по каждому разделу для каждой компании. При этом количество критериев, используемых для подсчета среднего, определяется количеством отмеченных цветом позиций, то есть нерелевантные критерии в этом расчете не участвуют. Также для критериев с разбивкой по направлениям деятельности добыча, переработка, транспортировка (критерии 2.1, 2.2, 2.4 и 2.5) сначала рассчитывается среднеарифметическое по каждому из этих критериев, и затем среднее значение по критерию используется для расчета итога по разделу «Воздействие на окружающую среду». В итоге каждая компания получает итоговое значение по разделу экологического менеджмента, по разделу воздействия на окружающую среду и по разделу раскрытия информации. Итоговые значения варьируются от 0 до 2. На данном этапе определяется лидер по каждому из трех направлений: управленческому (Раздел «Экологический менеджмент»), операционному (Раздел «Воздействие на окружающую среду»), информационному (Раздел «Раскрытие информации»).

    Во избежание исчезновения или замены данных, которые использовались для расчета рейтингов предыдущих лет, организаторами предложено следующее мотивационное решение проблемы: во время очередного сбора данных проводится ретроспективная оценка по каждой компании за последние три года. В случае, если данные из публичного пространства исчезли или изменились, то в компанию направляется запрос о причинах таких изменений. Если есть адекватное объяснение (например, новый сайт, новая методика, неучтенные данные и пр.), то изменение данных засчитывается. Если же ответ неадекватный или отсутствует, то при расчете рейтинга текущего года присваиваются красные уровни тем критериям, по которым данные за прошлые годы исчезли или поменялись. Таким образом, общий балл по данному разделу и в целом по рейтингу будет снижен у компаний, не объяснивших исчезновение или замену данных на своих сайтах за предыдущие годы рейтинга.

  3. Заключительный этап — расчёт итогового рейтинга компаний путем осреднения трех значений в соответствии с предыдущим этапом для каждой компании.

Начало расчета текущего рейтинга — август. Публикация предварительных результатов сбора данных на сайте WWF России со статусом «Рабочие, предварительные результаты» и рассылка компаниям с целью уточнения достоверности и полноты оцениваемой информации — начало октября. Получение обратной связи от компаний — до конца октября. Финал расчета рейтинга — середина ноября. Представление итогов расчета рейтинга — конец ноября. Итоговые профили компаний доступны общественности на сайте WWF России после обнародования результатов текущего рейтинга.

Организаторы рейтинга оставляют за собой право применения штрафных санкций (вплоть до исключения из расчета текущего рейтинга) к рейтингуемым компаниям в случае доказанного нарушения законов и норм в области прав человека (например, отрицательной оценки деятельности компании со стороны Совета по правам человека (СПЧ) или соответствующих решений судебных органов), а также в случае резонансных аварий федерального и международного уровня с существенным ущербом для окружающей среды.