What we do
Regions
Премия рунета 2017

Environmental responsibility Rating for Mining&Metals Companies of Russia 2020

Russia's mining and metals industry can make a sizeable contribution to the sustainable development of Russian regions and the country as a whole. For the industry to achieve that, aside from showing impressive economic performance, it has to demonstrate high levels of environmental responsibility among mining companies and a willingness to implement the most effective measures to minimize the negative impact of production activities on the environment, as well as introduce resource and energy conservation measures and implement biodiversity conservation programs. In addition to optimizing government regulation, another effective way of achieving high levels of environmental responsibility among businesses is to improve corporate policies, standards, and practices.

The Environmental Transparency Rating for Mining and Metal Companies is a project that provides stakeholders with objective and comparable information on the transparency levels of different companies and the extent of their impact on the environment. We expect this kind of ratings to help improve the quality of environmental risk management in the mining and metals industry. We also hope that ratings will inspire companies to increase their levels of environmental responsibility, encourage businesses to cooperate with stakeholders, and ensure transparency in future project discussions.

Objective Contribute to reducing the environmental burden, improving resource efficiency, and conducting socially responsible business in the Russian mining and metals industry.

Tasks

  1. Record the key indicators of the environmental performance of Russian mining and metal companies.
  2. Compare the key players of the Russian mining and metals sector based on:
    • the level of environmental impact;
    • the degree of openness and accessibility of environmentally relevant information;
    • the quality of environmental management, considering state requirements and best practices from around the world;
    • the frequency of violating environmental legislation during project implementation;
    • mineral resource efficiency.
  3. Monitor the companies’ interannual dynamics on the indicators listed above.

Principles

  • The rating is based on the criteria outlined primarily in the Main Provisions of the Environmental and Social Responsibility Policy for Mining Companies , as well as in a number of international documents, such as the IRMA Standard for Responsible Mining Operations, GRI Sustainability Reporting Guide , the EBRD's Sectoral Strategy and others.
  • The methodology is discussed with all stakeholders during face-to-face and virtual meetings. After the discussions, the approved methodology becomes publicly available on the WWF-Russia website.
  • The assessment is performed for all segments, from field development and resource extraction to processing.
  • The rating is based on publicly available information on the companies' activities in Russia.

    Publicly available information includes publicly available annual financial and environmental reports and reports on environmental protection (including regional ones); documents published on the company's official websites (including those of the company's subsidiaries) with links to the relevant pages in the website menu; interviews of the company's spokespeople for federal and regional media.

  • The rating is calculated by a professional rating agency, selected during a competition.
  • The rating is calculated for the largest companies (by key types of minerals) operating in Russia. The selection of companies for the rating is based on the State Report "On the Current Condition and Utilization of Mineral Resources of the Russian Federation." Additionally, the rating includes companies operating in WWF's priority ecoregions (in terms of biodiversity conservation).
  • The rating is calculated annually, which helps monitor the dynamics for different companies and for the industry overall.
Background

  • In 2009, based on the analysis of Russian and international experience in solving social and environmental problems related to the mining industry, WWF experts created the Main Provisions of the Environmental and Social Responsibility Policy for Mining Companies (https://wwf.ru/upload/iblock/d90/mining.pdf) aimed at reducing potential risks and negative consequences during mineral field development.
  • In 2015—2016, based on this document, in partnership with environmental NGOs and with the support of the UNDP/ GEF / Ministry of Natural Resources and Environment of the Russian Federation Project, "Mainstreaming Biodiversity Conservation into Russia’s Energy Sector Policies and Operations", WWF-Russia developed the methodology for the environmental transparency rating for mining companies operating in Russia. At the development stage, the methodology was discussed with stakeholders, including mining companies.
  • Starting from 2017, the Environmental Transparency Rating for Mining and Metal Companies has been published annually.
  • Since 2019, the rating has been calculated as part of the People for Nature project carried out by WWF-Russia with the support of the European Union.

Russia
# Company Sub-industry Score Dynamic
1 KinrossGold Extraction of precious metals 1,7424 2
2 Polymetal Extraction of precious metals 1,6889 5
3 Polyus Gold Extraction of precious metals 1,6856 -2
4 SDS-Coal Coal industry 1,6568 -2
5 Metalloinvest Mining and processing of ferrous and alloying metals 1,6371 -1
6 Novolipetsk Steel Mining and processing of ferrous and alloying metals 1,5955 3
7 Severstal Mining and processing of ferrous and alloying metals 1,5795 -1
8 Kuzbassrazrezugol Coal industry 1,5788 3
9 AGD DIAMONDS Diamond industry 1,4571 -4
10 Magnitogorsk Iron and Steel Works (MMK) Mining and processing of ferrous and alloying metals 1,4568
11 ALROSA Diamond industry 1,4443 -3
12 NordGold Extraction of precious metals 1,4426 2
13 Petropavlovsk PLC Extraction of precious metals 1,4194 12
14 PhosAgro Mining and chemical industry 1,3924 2
15 VostSibUgol Coal industry 1,2023 25
16 KMAruda Mining and processing of ferrous and alloying metals 1,0788 -1
17 Uralkali Mining and chemical industry 0,9381 2
18 EVRAZ Mining and processing of ferrous and alloying metals 0,9306 -1
19 RUSAL Mining and processing of non-ferrous metals 0,9217 -2
20 SUEK Coal industry 0,8422 3
21 Seligdar Extraction of precious metals 0,7246 8
22 Acron Mining and chemical industry 0,6477 15
23 Russdragmet (Highland Gold Mining) Extraction of precious metals 0,5487 -10
24 UGMK Mining and processing of non-ferrous metals 0,4894 -4
25 KTK Coal industry 0,4773 -2
26 Mechel Mining and processing of ferrous and alloying metals 0,4495
27 EUROCHEM Mining and chemical industry 0,4381 -5
28 Russian Copper Company Mining and processing of non-ferrous metals 0,3523 7
29 GV Gold Extraction of precious metals 0,3225 6
29 Kamchatka Gold Extraction of precious metals 0,3225
29 Siberian Mining & Metallurgical Alliance (Sigma) Extraction of precious metals 0,3225
32 Zapadnaya Gold Mining Limited Group Extraction of precious metals 0,2808 -5
33 SibAnthracite Coal industry 0,2551 -1
34 Russian Platinum Extraction of precious metals 0,2273 -7
34 Russian Coal Coal industry 0,2273
34 SMR (Soyuzmetalresource) Mining and processing of non-ferrous metals 0,2273 4
37 Kolmar Coal Mining Company Coal industry 0,1995 2
38 CoalStar Coal industry 0,1856
39 Lovozersky Mining and Processing Plant Mining and processing of non-ferrous metals 0,1439 2
40 UGC Group Extraction of precious metals 0,0606 -8

Structure of the Rating

The rating consists of three sections: environmental management, environmental impact and disclosure of environmental information.

  1. Environmental Management

    assesses the quality of environmental management in the companies. The criteria included in this section are, for the most part, substantially more rigid compared to the Russian legislation on environmental protection. However, they comply with the world's best practices in the field of environmental protection for the mining and metals industry.

  2. Environmental Impact

    It shows the degree of negative impact on the environmental components (air, water bodies, soil) in the course of project implementation. It also demonstrates the level of sustainability for corporate production. Most criteria are composed basing on elements of national statistical reporting in the field of environmental protection. The data sources are represented by 2-TP reports (air, waste, water, land), 4-OS reports (costs and payments), which reflect the impact of the companies on the environment as a result of their activities.

    This section presents the quantitative indicators, which are translated into a qualitative scale using average values for each criterion for each subindustry (diamond industry, precious metals mining, extraction and processing of nonferrous metals ores, production and processing of ferrous and alloying metals, mining and chemical industry, coal industry). In the absence of official sources (Federal Service of State Statistics, Ministry of Natural resources, Ministry of Economic Development and affiliated agencies), the average value of the criterion is to be calculated as the arithmetic mean of the values for the subsector companies represented in the rating. For comparative analysis between companies, specific indicators are used, which are calculated by dividing the gross values by the company's revenue.

  3. Disclosure of Information

    It evaluates the extent of the companies' readiness to disclose information with respect to environmental impact of their industrial activities. Historically, Russian mining and metallurgical industry has been quite a closed community, with environmentally significant information not getting completely reflected in the public information domain. Recently, a gradual increase in corporate transparency has been detected to be a new trend.

    Criteria 3.5 and 3.6 are assessed as follows. Each environment-related conflict or accident included in the "Review of Environmental-Related Conflicts of Mining and Metal Companies in Russia" (published by WWF Russia on a regular basis) is evaluated in terms of public coverage. If the company provided no comments on the situation, the criterion is colored red. If the company covers one or more situations or incidents, it is assigned a yellow level. If the company publishes information and its comments on several controversial situations and accidents at its website, the criterion is green. If no accidents or environment- related conflicts have been detected, the company is also assigned a green level.

Rating calculation

    The Rating is calculated as follows.

  1. Companies are assigned color flags for each creterion: Red, Yellow, or Green. If the criterion is not relevant for a company (for example, dredging is not among the company's activities), the level is not assigned. For such cases, the company is required to present proof of being irrelevant to the criterion. If no information is publicly available, and the company has not provided a justification for the non- relevance of the criterion at the stage of sending work materials, the company is assigned a red level.

  2. At the next stage, companies are ranked for each section. A Red flag counts as 0, a Yellow one means 1 point, and a Green one, 2 points. For each section, companies are assigned an arithmetic mean of their points for the criteria in the corresponding section. In this calculation, only the criteria that have been assigned color flags are taken into account, i.e. the criteria that are not relevant for a given company are not included. As a result, each company is assigned final points for the Management Section, for the Environmental Impact Section and for the Disclosure Section. Totals range from 0 to 2. At this stage, the leader is determined in each of the three areas: management (Environmental Management), operational (Environmental Impact), information (Disclosure of Information).

    In order to prevent the data that were used to calculate the ratings of previous years from disappearing or getting replaced, the organizers proposed the following motivational solution to the problem: a retrospective assessment of each company's activities over the last three years being carried out during the next data collection. If data has disappeared from the public space or has been modified, a request is sent to the company about the reasons for such changes. If there is an adequate explanation (for example, a new website, a new methodology, unaccounted data, etc.), the data modification is registered. If the answer is inadequate or absent, red levels are assigned for the current year to the criteria for which previous years data disappeared or got modified. Thus, the overall score for this section and the total ranking will be reduced for the companies that failed to explain the disappearance or replacement of data on their websites for the previous years of the rating.

  3. The final Rating is then calculated for each company by averaging the three values assigned at the previous stages.

    The final profiles of the participating companies are available to the public on the WWF Russia website after the results of the current rating have been published.

    The rating organizers reserve the right to apply penalties (up to suspension from the calculation of the current rating) in case of proven violation of laws and norms in the field of human rights (e.g. claims or negative assessment of the company's activities by the Human Rights Council (HRC) or relevant judicial verdicts), as well as in the case of high-profile federal or international accidents with significant damage to the environment.

Стать сторонником Помочь
Наша работа
Устойчивое лесопользование
Образовательная деятельность
Редкие виды
Регионы
ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ ПРЯМО СЕЙЧАС!
Премия рунета 2017
Главная / Наша работа / Зеленая экономика / Рейтинг открытости экологической информации /
Отраслевой рейтинг открытости экологической информации горнодобывающих и металлургических предприятий Россия 2020
Премия рунета 2017

Отраслевой рейтинг открытости экологической информации горнодобывающих и металлургических предприятий Россия 2020

Горнодобывающая и металлургическая отрасль России может вносить весомый вклад в устойчивое развитие регионов и страны в целом. Для этого, наряду с достижением впечатляющих экономических показателей, необходимо демонстрировать высокий уровень экологической ответственности горнодобывающих компаний, готовность применять максимально эффективные меры для минимизации негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду, внедрять ресурсо- и энергосбережение, реализовывать программы сохранения биологического разнообразия. Одним из эффективных способов достижения высокого уровня экологической ответственности бизнеса, наравне с оптимизацией государственного регулирования, является совершенствование корпоративных политик, стандартов и практик.

Рейтинг открытости экологической информации горнодобывающих и металлургических компаний — проект, позволяющий заинтересованным сторонам получать объективную и сопоставимую информацию об уровне открытости компаний и масштабе воздействия их деятельности на окружающую среду.

Мы рассчитываем, что подобные рейтинги будут способствовать повышению качества управления экологическими рисками в горнодобывающей и металлургической отраслях. Кроме того, мы надеемся, что рейтинги станут существенным стимулом для повышения уровня экологической ответственности компаний, развития взаимодействия с заинтересованными сторонами и обеспечат открытость при обсуждении будущих проектов.

Цель рейтинга: способствовать снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности использования природных ресурсов, а также ведению социально ответственного бизнеса в российском горнодобывающем и металлургическом секторах.

Задачи рейтинга:

  1. Фиксировать ключевые показатели экологической деятельности горнодобывающих и металлургических компаний в России.
  2. Сравнить основных игроков горнодобывающего и металлургического секторов России по следующим аспектам:
    • уровню воздействия на окружающую среду,
    • степени открытости и доступности экологически значимой информации,
    • качеству экологического менеджмента с учетом государственных требований и лучших мировых практик,
    • частоте нарушений природоохранного законодательства компанией в зоне реализации проектов,
    • эффективности использования полезных ископаемых.
  3. Фиксировать межгодовую динамику компаний по вышеперечисленным направлениям.

Принципы рейтинга:

  • Рейтинг проводится на основе критериев, сформулированных в первую очередь в «Основных положениях политики экологической и социальной ответственности горнодобывающих компаний», а также в ряде международных документов, а именно: Стандарт ответственного ведения горных работ IRMA, Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI, Секторальная стратегия ЕБРР и другие.
  • Методология обсуждается со всеми заинтересованными сторонами на очных и заочных мероприятиях. После обсуждений утвержденная методология размещается в открытом доступе на сайте WWF России.
  • Оценка производится по всем сегментам — от обустройства месторождения и добычи до переработки полезных ископаемых.
  • Рейтинг базируется на имеющихся в публичном пространстве данных о деятельности компаний в РФ.

    Под публичным пространством понимаются годовая и социально-экологическая отчетность, доклады об охране окружающей среды (в т. ч. региональные), находящиеся в свободном доступе, атакже размещение документов в сети Интернет на официальных сайтах компании (включая дочерние общества) с обязательным включением ссылок на соответствующие страницы в меню (оглавлении) сайта и интервью официальных представителей компаний федеральным и региональным СМИ.

  • Расчет рейтинга осуществляется профессиональным рейтинговым агентством, которое отбирается на основе конкурса.
  • Рейтинг рассчитывается по крупнейшим компаниям (по ключевым видам полезных ископаемых), ведущим свою деятельность в России. Основой для отбора компаний для рейтинга являются материалы Государственного доклада «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации». Дополнительно в рейтинг включены компании, ведущие свою деятельность в наиболее ценных с точки зрения сохранения биоразнообразия приоритетных экорегионах WWF.
  • Рейтинг рассчитывается ежегодно, что позволяет получать динамику по компаниям и по отрасли в целом.

История рейтинга:

  • В 2009 году на основе анализа российского и международного опыта решения социально-экологических проблем, связанных с горнодобывающей промышленностью, экспертами WWF был подготовлен проект «Основных положений политики экологической и социальной ответственности горнодобывающих компаний», направленный на уменьшение возможных рисков и негативных последствий при разработке месторождений полезных ископаемых.
  • В 2015-2016 годах на основе этого документа по инициативе WWF России в партнерстве с природоохранными НПО страны и при поддержке Проекта ПРООН / ГЭФ / Минприроды «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» была создана методика рейтинга открытости экологической информации горнодобывающих компаний, работающих на территории России. На этапе создания проект методики обсуждался с заинтересованными сторонами, включая компании горнодобывающего сектора.
  • С 2017 года рейтинг открытости экологической информации горнодобывающих и металлургических компаний публикуется ежегодно.
  • С 2019 года расчет рейтинга осуществляется в рамках проекта «Люди — природе», реализуемого WWF России при поддержке Европейского Союза.

Россия
# Компания Подотрасль Балл Динамика
1 Кинросс голд (Kinross Gold) Добыча драгоценных металлов 1,7424 2
2 Полиметалл Добыча драгоценных металлов 1,6889 5
3 Полюс Золото Добыча драгоценных металлов 1,6856 -2
4 СДС-Уголь Угольная промышленность 1,6568 -2
5 Металлоинвест Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 1,6371 -1
6 Новолипецкий металлургический комбинат Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 1,5955 3
7 Северсталь Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 1,5795 -1
8 Кузбассразрезуголь Угольная промышленность 1,5788 3
9 АГД ДАЙМОНДС Алмазная промышленность 1,4571 -4
10 Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 1,4568
11 АЛРОСА Алмазная промышленность 1,4443 -3
12 Нордголд (Nordgold) Добыча драгоценных металлов 1,4426 2
13 Петропавловск, Группа Компаний Добыча драгоценных металлов 1,4194 12
14 Фосагро, ГК Горнохимическая промышленность 1,3924 2
15 ВостСибУголь Угольная промышленность 1,2023 25
16 КМА-руда Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 1,0788 -1
17 Уралкалий Горнохимическая промышленность 0,9381 2
18 ЕВРАЗ Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 0,9306 -1
19 Русал Добыча и переработка руд цветных металлов 0,9217 -2
20 СУЭК Угольная промышленность 0,8422 3
21 Селигдар Добыча драгоценных металлов 0,7246 8
22 Акрон Горнохимическая промышленность 0,6477 15
23 Русдрагмет (Highland Gold Mining) Добыча драгоценных металлов 0,5487 -10
24 УГМК Добыча и переработка руд цветных металлов 0,4894 -4
25 Кузбасская топливная компания Угольная промышленность 0,4773 -2
26 Мечел Добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов 0,4495
27 Еврохим Горнохимическая промышленность 0,4381 -5
28 Русская медная компания Добыча и переработка руд цветных металлов 0,3523 7
29 Высочайший Добыча драгоценных металлов 0,3225 6
29 Золото Камчатки (ЗАО «Камголд»/ ЗАО «Камчатское Золото») Добыча драгоценных металлов 0,3225
29 Сибирский горно-металлургический альянс (ОАО «СиГМА») Добыча драгоценных металлов 0,3225
32 Западная Голд Майнинг Лимитед Добыча драгоценных металлов 0,2808 -5
33 Сибирский антрацит Угольная промышленность 0,2551 -1
34 Русская платина Добыча драгоценных металлов 0,2273 -7
34 Русский уголь Угольная промышленность 0,2273
34 Союзметаллресурс (SMR) Добыча и переработка руд цветных металлов 0,2273 4
37 Колмар УК Угольная промышленность 0,1995 2
38 Коул-стар Угольная промышленность 0,1856
39 Ловозерский горно-обогатительный комбинат Добыча и переработка руд цветных металлов 0,1439 2
40 ЮжУралЗолото Группа компаний Добыча драгоценных металлов 0,0606 -8

Структура рейтинга

Рейтинг состоит из трех разделов: экологический менеджмент, воздействие на окружающую среду и раскрытие информации

  1. Экологический менеджмент.

    оценивает качество управления охраной окружающей среды в компаниях. Включенные в него критерии по большей части существенно жестче требований российского природоохранного законодательства. Однако они соответствуют лучшим мировыми практикам в области охраны окружающей среды в горнодобывающем и металлургическом бизнесе.

  2. Воздействие на окружающую среду

    показывает степень негативного воздействия на компоненты природной среды (атмосферный воздух, водные объекты, почва) в ходе реализации проектов, а также уровень экологичности производств. Составляющие большинства критериев — элементы государственной статистической отчетности в области охраны окружающей среды, например, отчеты в форме 2-ТП (воздух, отходы, водхоз, рекультивация), 4-ОС (затраты и платежи), отражающие воздействие компаний на окружающую среду в результате осуществления хозяйственной деятельности..

    В этом разделе представлены количественные показатели, которые переводятся в качественную шкалу при помощи среднеотраслевых значений по каждому из критериев для каждой из подотраслей рейтинга (алмазная промышленность, добыча драгоценных металлов, добыча и переработка руд цветных металлов, добыча и переработка руд чёрных и легирующих металлов, горнохимическая промышленность, угольная промышленность). Среднеотраслевой показатель, при его отсутствии в официальных источниках (Росстат, Минприроды РФ, Минэкономразвития РФ и аффилированные с данными ведомствами институты), вычисляется как среднеарифметическое показателей по компаниям подсектора, представленным в рейтинге. Для проведения сравнительного анализа между компаниями используются удельные показатели, которые вычисляются путем деления валовых значений на выручку компании.

  3. Раскрытие информации

    оценивает степень готовности компаний раскрывать информацию о воздействии на окружающую среду в ходе производственной деятельности. Исторически российский горнодобывающий и металлургический сектор является довольно закрытым сообществом, экологически значимая информация не в полной мере отражена в открытом информационном пространстве. Тенденция последнего времени – постепенный рост прозрачности компаний

    Для критериев 3.5 и 3.6 оценка проводится следующим образом. Каждая спорная ситуация или авария из «Обзора спорных экологических ситуаций горнодобывающих и металлургических компаний России» (публикуется WWF России на регулярной основе), оценивается на наличие информации по ней в публичном пространстве. При отсутствии комментариев от компании цвет критерия красный. Если компания освещает одну или более ситуацию или происшествие, то присваивается желтый уровень. Если компания отражает на сайте и комментирует несколько спорных ситуаций и аварий, то цвет критерия зеленый. Если аварий и спорных ситуаций обнаружено не было, компании также присваивается зеленый уровень.

Расчет результатов рейтинга

Расчет рейтинга производится следующим образом.

  1. Для каждой компании по каждому критерию присваивается цветовой уровень — зеленый, желтый, красный. Если критерий не релевантный для данной компании (например, дражная отработка неприменима в деятельности компании), то уровень не присваивается. При этом со стороны компании необходимо обоснование нерелевантности критерия. Если информация отсутствует в публичном пространстве, а компания не предоставила обоснование нерелевантности критерия на этапе рассылки рабочих материалов, критерию компании присваивается красный уровень.
  2. На следующем этапе происходит рейтингование компаний по каждому из разделов. Критериям по красному уровню присваивается значение 0, желтому — 1, зеленому — 2. Выводится среднеарифметическое значение по каждому разделу для каждой компании. При этом количество критериев, используемых для подсчета среднего, определяется количеством отмеченных цветом позиций, то есть нерелевантные критерии в этом расчете не участвуют. Таким образом, каждая компания получает итоговое значение по разделу менеджмента, по разделу воздействия на окружающую среду и по разделу раскрытия информации. Итоговые значения варьируются от 0 до 2. На данном этапе определяется лидер по каждому из трех направлений: управленческому (Раздел «Экологический менеджмент»), операционному (Раздел «Воздействие на окружающую среду»), информационному (Раздел «Раскрытие информации»).

    Во избежание исчезновения или замены данных, которые использовались для расчета рейтингов предыдущих лет, организаторами предложено следующее мотивационное решение проблемы: во время очередного сбора данных проводится ретроспективная оценка по каждой компании за последние три года. В случае, если данные из публичного пространства исчезли или изменились, в компанию направляется запрос о причинах таких изменений. Если есть адекватное объяснение (например, новый сайт, новая методика, неучтенные данные и пр.), то изменение данных засчитывается. Если же ответ неадекватный или отсутствует, то при расчете рейтинга текущего года присваиваются красные уровни тем критериям, по которым данные за прошлые года исчезли или поменялись. Таким образом, общий балл по данному разделу и в целом по рейтингу будет снижен у компаний, не объяснивших исчезновение или замену данных на своих сайтах за предыдущие годы рейтинга.

  3. Заключительный этап — расчёт итогового рейтинга компаний путем осреднения трех значений в соответствии с предыдущим этапом для каждой компании.

Итоговые профили компаний доступны общественности на сайте WWF России после обнародования результатов текущего рейтинга.

Организаторы рейтинга оставляют за собой право применения штрафных санкций (вплоть до исключения из расчета текущего рейтинга) к рейтингуемым компаниям в случае доказанного нарушения законов и норм в области прав человека (например, отрицательной оценки деятельности компании со стороны Совета по правам человека (СПЧ) или соответствующих решений судебных органов), а также в случае резонансных аварий федерального и международного уровня с существенным ущербом для окружающей среды

#ДажеЛайкПомогает

Помогают не только деньги. Подписывайтесь на нас в социальных сетях, участвуйте в дискуссиях, делитесь с друзьями новостями о деятельности фонда.